Развитие системы управления малоэтажным жилищным строительством в Московской области Пригарин

Развитие системы управления малоэтажным жилищным строительством в Московской области Пригарин
Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Тенденции и проблемы управления малоэтажным жилищным строительством 17

1.1. Анализ отечественной теории и практики управления малоэтажным жилищным строительством 17

1.2. Зарубежная теория и практика жилищного строительства 50

1.3.Оценка состояния жилищного сегмента в экономике Московской области. Особенности и проблемы развития малоэтажного жилищного строительства в Московской области 65

Выводы по главе 1 88

ГЛАВА 2. Концептуальный подход к развитию системы управления малоэтажным жилищным строительством в московской области 91

2.1. Концепция как системный подход к решению проблемы малоэтажного жилищного строительства в Московской области 9]

2.2. Инновационные решения в организационно-управленческой и производственной сферах 121

2.3. Система правоотношений между субъектами инвестиционно-строительного процесса 141

Выводы по главе 2 160

ГЛАВА 3. Методология управления малоэтажным жилищным строительством 163

3.1. Программно-целевая методология и стратегия принятия решений 163

3.2. Принципы организационной интеграции 197

3.3. Модели и методы, используемые при решении проблемы управления жилищной застройкой Московской области 224

3.3.1. Экономико-математические методы 235

Выводы по главе 3 242

ГЛАВА 4. Механизмы развития системы управления малоэтажным жилищным строительством в московской области 245

4.1. Механизм принятия маркетинговых инвестиционных решений в сфере малоэтажного жилищного строительства 245

4.2. Механизм конкурсного отбора субъектов инвестиционно-строительной сферы 265

4.3. Механизм сметного регулирования и формирования договорной (контрактной) стоимости малоэтажного жилищного строительства 286

Выводы по главе 4 309

ГЛАВА 5. Оценка итогов формирования системы управления малоэтажным жилищным строительством в московской области 311

5.1. Примеры внедрения инновационных решений в сфере малоэтажного жилищного строительства 311

5.2. Целевые программы малоэтажного жилищного строительства на периоды до 2015 и 2020 годов 329

5.3. Факторы эффективности управления малоэтажным строительством в Московской области 358

Выводы по главе 5 370

Заключение 373

Библиографический список 375

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Решение жилищной проблемы является в России одним из наиболее важных и приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Необходимость разработки механизмов, позволяющих эффективно управлять решением данной проблемы на всех уровнях, определяется ее влиянием на стратегическое развитие страны в целом.

В 2010 году в Российской Федерации было построено более 229,5 тыс. зданий общей площадью 89,8 млн.кв.м, в том числе 59,8 млн. кв.м общей полезной площади жилья при прогнозе в 52 млн.кв.м. Причём, доля малоэтажного жилищного строительства достигла наивысшего показателя за весь период статистических наблюдений — 47,8%.

Правительство РФ предпринимает последовательные шаги с целью активизации на строительном рынке малоэтажного жилищного строительства (далее МЖС). Сегодня с участием государства строится почти 30% жилья, осуществляется финансирование строительства более 2,5 тыс. объектов, реализуется комплекс мероприятий, составивших основу системы государственного регулирования, направленной на повышение эффективности работы отрасли, ее привлекательности для инвесторов.

При этом повышается изношенность основных фондов жилищной сферы — во многих регионах она достигает 65%. Возрастает потребность в капитальном ремонте многоквартирных и индивидуальных домов, а также потребность в расселении граждан из аварийного и ветхого фондов. Надежность инженерных коммуникаций в десятки раз ниже, чем в развитых странах. Перечисленные негативные факторы препятствуют развитию рыночных механизмов, привлечению частного бизнеса и предопределяют необходимость более интенсивного развития в стране именно сектора малоэтажного жилищного строительства.

В последнее десятилетие возникла объективная потребность в разработке и внедрении новых научно-методологических подходов к системе управления МЖС, что обусловлено следующими обстоятельствами: отсутствует комплексная методология управления МЖС в регионах страны; не разработаны методы эффективного управления МЖС на местах, базирующиеся на объективных закономерностях развития данной системы, на обоснованной стратегии и принципах управления с учетом инновационного развития, самоорганизации и саморегулирования; инвестиционно-строительным компаниям требуется новая, адекватная современным подходам, методология инновационного управления МЖС на основе программно-целевых методов, экономико-математических и логико-семантических моделей многовариантной разработки и многокритериальной оптимизации альтернативных вариантов бизнес-проектов с учетом требования адекватной адаптации субъектов управления к динамичным изменениям внешней среды; органам государственного управления в России необходимо предложить новые высокие технологии и инновационные механизмы управления МЖС на основе инструментов привлечения инвестиций и реструктуризации системы управления с целью достижения новых приоритетов общества — повышения безопасности, доступности, качества и ресурсосбережения жилья; заказчики-застройщики сегодня остро нуждаются в научно обоснованной оценке результативности конкретных инновационных решений в сферах заводского производства и строительных работ, обеспечивающих повышение безопасности, комфортности, энергосбережения и экономичности для широких слоев населения массового малоэтажного жилищного строительства в регионах России; не созданы механизмы привлечения органов государственной власти, крупных, средних и малых частных компаний, а также граждан в модернизацию и управление объектами МЖС.

Таким образом, объективная необходимость решения сформулированных проблем определяет актуальность темы диссертации как в теоретическом, так и в практическом плане.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов: Аакера Д. Аверьянова В.К. Абрамова СИ. Асаула А.Н. Бадьина Г.М. Бузырева В.В. Булгакова С.Н. Вахмистрова А.И. Верстова В.В. Горбунова А.А. Горшкова Р.К. Грабового П.Г. Заренкова В.А. Казакова Ю.Н. Карасева А.В. Каменецкого М.И. Кирилловой А.Н. Кокарева СП. Коробко В.И. Круглика СИ. Ларионова А.Н. Матвеева Е.П. Осташко Д.В. Панибратова Ю.П. Пасяды Н.И. Петрова А.А. Платонова A.M. Прыкина Б.В. Регена В. Серова В.М. Сиваева СБ. Смирнова Е.Б. Хисси Д. Цапу Л.И. Чернышева Л.Н. Чекалина B.C. Черняка В.З. Чистовича С.А. Яковлева В. А. и др.

Достоверность полученных результатов основывается на системном анализе репрезентативной выборки экономической информации значительного числа организаций за период 2000-2011 гг. и комплексном применении адекватных процессу управления малоэтажным жилищным строительством методов исследования. Получена достаточная сходимость теоретических расчетов и практических результатов.

Целью диссертационного исследования является обоснование и разработка методологии инновационного управления малоэтажным жилищным строительством на основе комплексного подхода с применением методов стратегического, программно-целевого и проектного управления, а также инновационных механизмов саморегулирования и адаптации субъектов управления к изменениям внешней среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:

1. Обосновать понятие концепции развития системы управления малоэтажным жилищным строительством.

Сформулировать современную парадигму развития системы управления МЖС в Российской Федерации.

Разработать алгоритмическую схему выбора стратегических приоритетов развития системы управления МЖС регионами РФ.

Определить содержание программно-целевой методологии принятия управленческих решений при реализации концепции развития системы управления МЖС.

Сформировать интегрированную систему управленческих решений по формированию и реализации целевой комплексной программы развития МЖС в регионе.

Разработать концептуально-методологическую модель принятия маркетинговых инвестиционных решений в сфере МЖС.

Предложить экономико-математическую модель, определяющую оптимальное соотношение объектов МЖС с определенными характеристиками.

Сформировать расширенную схему технологического процесса проведения подрядных торгов, и метод оценки оферт.

Разработать механизмы успешной реализации и устойчивого функционирования системы управления МЖС в Московской области.

Предложить классификацию потенциальных покупателей объектов МЖС с точки зрения различных подходов к определению понятия «доступность жилья».

11. Разработать методику расчета интегрированного показателя эффективности формирования системы управления МЖС.

Объект исследования — инвестиционно-строительный комплекс региона, как сложная динамичная, многоуровневая, иерархическая система.

Предмет исследования — система управления малоэтажным жилищным строительством в регионе и совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования, строительства и эксплуатации малоэтажной жилищной застройки.

Тема диссертации соответствует области исследования по п.п.1.3.52. «Теоретические и методологические основы развития строительного комплекса», 1.3.61. «Развитие методологических подходов к экономике и управлению различными направлениями капитального строительства», 1.3.72 «Развитие методологии и комплексного управления жилищным фондом» Паспорта ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — строительства).

Методологической базой исследования являются диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер исследования; труды отечественных и зарубежных и основоположников экономической теории; концепции управления сложными социально-экономическими системами; методы экономико-математического моделирования, SWOT- и логического системного анализа и синтеза, экспертных оценок, теоретических аспектов логики и методов квалиметрии.

Направления совершенствования методологии развития системы управления малоэтажным жилищным строительством разработаны с позиций единства теории и практики в условиях системного взаимодействия органов государственной власти России с населением и профессиональными участниками рынка: инвестиционно-строительными компаниями, банками, научно-исследовательскими, проектными и подрядными организациями.

Информационную базу исследования составляют законодательные акты РФ и её субъектов, данные Росстата и Министерства регионального развития, труды отечественных и зарубежных ученых, материалы конференций и семинаров РААСН, АВОК, НИИСФ, МГСУ, СПбГАСУ и других организаций, интернет-ресурсы, опыт работы заинтересованных организаций в России и за рубежом, справочные и методические материалы органов управления.

Научная гипотеза исследования состоит в формулировке и доказательстве следующего научного положения: разработка и реализация методологии инновационного управления МЖС на основе комплексного подхода с применением методов стратегического, программно-целевого и проектного управления, экономико-математических моделей и механизмов саморегулирования и адаптации субъектов управления к изменениям внешней среды, позволяет обеспечить развитие малоэтажного жилищного строительства в регионе с учётом достижения необходимых критериев безопасности, доступности, качества и ресурсосбережения

Научная значимость результатов диссертационного исследования состоит в развитии теории и методология инновационного управления применительно к малоэтажному жилищному строительству, что обеспечивает повышение безопасности, доступности, качества и ресурсосбережения при строительстве и эксплуатации комфортного и доступного жилья.

К основным результатам, полученным лично автором и определяющим научную новизну и практическую ценность диссертационной работы, можно отнести следующие:

1. Обосновано понятие «концепция развития системы управления МЖС», под которой автор понимает ведущий замысел, цели и систему принципов развития системы управления МЖС, которая строится на соотношении ключевых понятий количественных потребностей региона в объектах МЖС и качественных требований к объектам МЖС в части соответствия региональным особенностям, экологичности, ценовой доступности, соблюдения нормативного уровня ресурсо- и энергосбережения.

2. Сформулирована современная парадигма развития системы управления МЖС в Российской Федерации, базирующаяся на обязательности проведения в каждом регионе процедуры оценки сильных и слабых сторон современного состояния МЖС, приоритетности формирования в регионах стратегии комплексного развития МЖС, обязательности формирования и оценки вариантов привлечения финансовых ресурсов для осуществления мероприятий стратегии, повышении технико-экономической, социальной и экологической обоснованности инвестиционных проектов МЖС.

3. Разработана алгоритмическая схема выбора стратегических приоритетов развития системы управления МЖС регионами РФ, направленная на достижение положительной динамики показателей процесса МЖС и базирующаяся на анализе потребностей населения и их соотнесении с возможностями участников инвестиционно-строительного процесса для последующей постановки задач внедрения новых технико-технологических и управленческих решений при реализации конкретных проектов.

Определено содержание программно-целевой методологии принятия управленческих решений при реализации концепции развития системы управления МЖС, включая структуру и объективные характеристики ситуаций, требующих принятия управленческих решений на различных фазах жизненного цикла формирования и реализации целевой комплексной программы развития МЖС на территории.

Сформирована интегрированная система управленческих решений по формированию и реализации целевой комплексной программы МЖС в регионе и определена методология ее реализации, которая включает ключевые инструменты и методы принятия управленческих решений участниками инвестиционно-строительного процесса (ИСП) на основе согласованного использования двух гипотез: гипотезы рационального поведения, в соответствии с которой участник ИСП выбирает действия, которые приводят к наиболее предпочтительным результатам, и гипотезы детерминизма, заключающейся в стремлении участника ИСП устранить неопределенность принятия решений, что создаёт благоприятные условия для успешной реализации комплексного управления ИСП.

6. Разработана концептуально-методологическая модель принятия маркетинговых инвестиционных решений в сфере МЖС, предусматривающая активное применение методов прогнозирования развития МЖС на основе сегментации существующего рынка и учет возможности влияния на вкусы потребителей информационной, экономической и нормативно-правовой среды.

Предложена экономико-математическая модель, определяющая оптимальное соотношение объектов МЖС с определенными характеристиками, позволяющая создать наиболее благоприятные условия для решения жилищной проблемы различных типов семей в Московской области и получить информацию, востребованную при формировании государственного заказа на строительство объектов МЖС для семей, проживающих в ветхом жилищном фонде региона.

Сформирована расширенная схема технологического процесса проведения подрядных торгов, предусматривающая включение в условия инвестора нового раздела тендерной документации, нацеленной на обоснование маркетинговых инвестиционных решений, которая в совокупности с традиционно представляемыми оферентами коммерческой и технической частью позволит обеспечить реальность прогнозируемых эффектов за счет повышения вероятности реализации объекта МЖС на рынке. Разработан метод сводной балльно-экономической оценки оферт, предполагающий комплексный подход к учету расчетной стоимости но предмету конкурса, суммарной балльной оценки показателей технической и коммерческой части оферт, а также балльной оценки обоснования маркетинговых инвестиционных решений.

Разработаны механизмы успешной реализации и устойчивого функционирования системы управления МЖС в Московской области, позволяющие постоянно адаптировать систему к динамично изменяющимся условиям внешней среды, включающие модель частно-государственного партнерства при реализации целевых комплексных программ МЖС, организационно-технологические демо-проекты МЖС, региональные конкурсы на лучший проект МЖС. Обоснована целесообразность реализации целевых комплексных программ МЖС, в частности, в Московской области посредством матричной организационной структуры управления, которая в данном случае будет представлять собой комбинацию двух видов разделения: управления по функциональным обеспечивающим подсистемам реализации программы и по проектам, представляющим собой образец идеальной жилой среды.

10. Предложена классификация потенциальных покупателей объектов МЖС с точки зрения различных подходов к определению понятия «доступность жилья». Обеспечение доступности объектов МЖС для различных категорий граждан осуществляется на основе модели частно-государственного партнерства, однако для каждой группы понятие доступности жилья имеет разные смысловые характеристики и требует разной степени государственной поддержки для реализации прав граждан на приобретение объектов МЖС, удовлетворяющих критериям комфортности проживания. ] 1. Разработана методика определения интегрированного показателя эффективности формирования системы управления МЖС, предполагающая определение степени достижения индикативных показателей развития системы управления малоэтажным жилищным строительством и анализ динамики фактических значений этих показателей за оцениваемый период. Этот показатель может быть использован при проведении экономического анализа по следующим направлениям: определение целесообразности разработки и реализации отдельных проектов по развитию системы управления МЖС на территории Московской области, всесторонней оценки результатов развития системы управления МЖС с целью доведения этих результатов до всех заинтересованных лиц, выявления мероприятий, оказавших наибольшее влияние на повышение эффективности функционирования системы управления МЖС, поиска вариантов оптимизации расходов путем сокращения масштабов деятельности на наиболее затратных и наименее эффективных направлениях.

Практическая значимость основных научных результатов заключается в применении разработанных научных положений и методологических подходов, а также выводов и обобщений в субъектах управления Московской области при разработке и оптимизации управленческих решений, что способствует преобразованию системы управления малоэтажным жилищным строительством в масштабах России.

Результаты диссертационного исследования использованы в деятельности органов управления жилищной сферой при подготовке и принятии нормативных и методических документов, на отраслевом уровне управления — в Министерстве строительного комплекса Московской области и на уровне организаций — при обосновании и принятии оптимальных управленческих решений.

Внедрение диссертационных положений доказывает возможность, экономическую целесообразность и инвестиционную привлекательность для государства и частного бизнеса сегмента строительства комфортабельных и относительно дешевых малоэтажных жилых домов со следующими инновационными параметрами: более низкая себестоимость одного квадратного метра общей площади; сокращенный срок возведения объектов МЖС при нормативном уровне безопасности (безаварийности) при строительстве и эксплуатации; уровень ресурсосбережения — 15-25%, срок окупаемости инвестиционных проектов — 2-3 года.

Данные показатели в 1,5-3,5 раза эффективнее существующих сопоставимых базовых аналогов при традиционных методах управления малоэтажным жилищным строительством.

На защиту выносятся:

1. Концепция развития теории инновационного управления МЖС как единый комплексный процесс «прогнозирования-планирования- организации-регулирования-учета-анализа» сложной социально- экономической системы на основе выявленных закономерностей и предложенных принципов самоорганизации и саморегулирования субъектов рынка.

Методология инновационного управления малоэтажным жилищным строительством на основе программно-целевых методов, экономико-математических и логико-семантических моделей многовариантной разработки и многокритериальной оптимизации альтернативных вариантов бизнес-проектов, стимулирующая субъекты управления к реструктуризации за счет более интенсивного создания конкурентной среды.

Технологии и механизмы управления малоэтажным жилищным строительством на основе инструментов привлечения инвестиций и реструктуризации системы управления на базе разработки альтернативных вариантов (с выбором оптимального) методом многокритериальной оптимизации по четырем наиболее важным критериям: максимумы (1) безопасности и (2) комфортности и минимумы себестоимости (3) строительства и (4) эксплуатации объектов.

Методика определения социально-экономической эффективности малоэтажного жилищного строительства с использованием оценки степени достижения индикативных показателей развития системы управления малоэтажным домостроением и анализа динамики фактических значений этих показателей за оцениваемый период.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на 7 российских и международных конференциях. Автор регулярно участвует в заседаниях Коллегии Минмособлстроя и его предложения принимаются для руководства в работе министерства, в заседаниях Московской областной межведомственной комиссии, в организации ежегодной выставки «Строительная неделя Московской области» (в 2011 г. выставочный комплекс «КрокусЭкспо»).

Реализация полученных результатов. Основные научные результаты, выводы и рекомендации, полученные в диссертационном исследовании реализованы в Министерстве строительного комплекса Московской области, на ее территории и используются в научной деятельности Центрального научно-исследовательского института экономики и управления в строительстве.

Теоретические положения и практические рекомендации, полученные в процессе работы над диссертацией, с 2007г. включены в учебный процесс при подготовке специалистов в области менеджмента организаций, экономики строительства и управления городским хозяйством в Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.

Публикации, По теме диссертации опубликовано 36 научных работ общим объемом 66,4 п.л. в том числе 3 монографии. 17 статей опубликованы в журналах, определенных перечнем ВАК Минобрнауки России.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации обусловлена целью и методологией исследования, логикой изложения полученных результатов. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка из 275 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, справок о внедрении, содержит 398 страниц, в том числе 35 рисунков и 25 таблиц.

Во введении обоснована актуальность исследования проблем управления развитием малоэтаншого жилищного строительства, выявлена глубина их проработки в научной литературе, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, отражена его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Тенденции и проблемы управления малоэтажным жилищным строительством» посвящена анализу отечественной и зарубежной теории и практики жилищного строительства, выявлению проблем и особенностей малоэтажного жилищного строительства.

Во второй главе «Концептуальный подход к развитию системы управления малоэтажным жилищным строительством в Московской области» раскрыто понятие «концепция развития системы управления малоэтажным жилищным сгроительством», выявлены характеристики Московской области, определяющие перспективность ее выбора в качестве пилотного региона для реализации концепции, обоснована необходимость внедрения инновационных технико-технологических и организационно-управленческих решений и формирования эффективной системы правоотношений между субъектами инвестиционно-строительного процесса в сфере МЖС.

Третья глава «Методология управления малоэтажным жилищным строительством» направлена на обоснование целесообразности введения понятия «программно-целевая методология принятия решений» применительно к сфере управления малоэтажным жилищным строительством, определение компонентов программно-целевой методологии принятия решений при реализации концепции развития системы управления МЖС.

В четвертой главе «Механизмы развития системы управления малоэтажным жилищным строительством в Московской области» разработаны механизмы практической реализации методологии стратегического, программно-целевого и проектного управления, применяемые на основе комплексного подхода для повышения эффективности развития системы управления МЖС: механизм принятия маркетинговых инвестиционных решений, механизм конкурсного отбора субъектов инвестиционно-строительной сферы и механизм сметного регулирования в системе комплексного управления жилищным строительством.

В пятой главе «Оценка итогов формирования системы управления малоэтажным жилищным строительством в Московской области» обоснованы варианты практической реализации инновационных решений в сфере МЖС, позволяющие постоянно адаптировать систему к динамично изменяющимся условиям внешней среды, разработаны предложения по формированию целевых комплексных программ МЖС на периоды до 2015 и 2020г.г. выявлены факторы эффективности системы управления малоэтажным строительством в Московской области.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Зарубежная теория и практика жилищного строительства

В соответствии с принятой программой исследования автором выполнен анализ зарубежного опыта управления МЖС.

Системный анализ выявленных автором литературных источников [50, 120,126,156,221,227,248-250,259,260] позволил сделать следующие выводы.

Так, в докторских диссертациях и работах Д. Аакера (США), В. Регена (ФРГ) [50,221] предложены модели стратегического управления предпринимательской деятельностью, стратегии многонациональных строительных компаний на рынках стран с переходной экономикой, которые можно частично использовать в теории управления МЖС. Однако в них не учтены важные специфические особенности рынка МЖС в России: высокая инфляция, недостаток финансовых средств у государства и населения, низкая эффективность используемых в России финансовых инструментов для повышения платёжеспособного спроса населения, слабое участие центральной и региональных властей в формировании земельных участков под строительство, низкая степень концентрации и специализации строительных компаний, слабая управляемость процессами монтажа жилья, высокие цены и низкое качество возводимых коттеджей, и др.

В трудах Д. Хисси (США), К. Сио (Япония) [227, 248] обоснованы теории стратегического прогнозирования и планирования в зарубежных корпорациях, консолидированном привлечении заемных средств в строительство жилья. Однако, такие научные и важные для современного этапа развития МЖС в России задачи, как новые механизмы реструктуризации инвестиционно-строительных компаний и конкретные инновационные решения строительных технологий и материалов остались не решенными.

В работах Д. Коллинза (Швеция), Р. Каплана, Д. Нортона (Великобритания) [120,126] раскрыты теории управления на основе сбалансированной системы показателей, методы трансформации нематериальных активов в материальные результаты, которые можно частично использовать при управлении МЖС в России. Однако и в этих трудах остались нерешенными научные задачи, именно системного, многофакторного моделирования процессов управления, применительно к российскому МЖС, в гармоничных и взаимовыгодных отношениях: государство — частный бизнес — муниципалитеты — граждане.

В трудах А. Фалуди (Дания), Д. Цуи (Китай) [259,260] раскрыты механизмы роста прибыльности китайских и датских компаний, в т.ч. в жилищной сфере, показаны современные подходы к управлению проектами в зарубежных университетах и правительственных органах. Однако в данных работах не учтены важные российские факторы: подготовки территорий застройки инженерной и транспортной инфраструктурой, высокие инвестиционные риски и др.

Из этих и других трудов видно, и США, и Канада смогли вывести свои экономики из кризиса благодаря малоэтажному строительству. Это осуществлялось с помощью частно-государственного партнерства, были разработаны серьезные государственные программы. Земли предоставлялись практически бесплатно, инфраструктура подводилась за счет государства, а «частники» осваивали территорию. Малоэтажное строительство поставили на индустриальную основу: были разработаны типовые решения экономичных домов.

Вершиной американских технологий строительства доступного малоэтажного жилья считается объемно-модульное домостроение. На заводе, на этапе производства в объемных модулях прокладываются все инженерные коммуникации — электропроводка, отопление и другие системы инженерного обеспечения, а на стройплощадке модули монтируются и подключаются к внешним коммуникациям. Канада после Второй мировой войны решила жилищную проблему за счет каркасно-панельного домостроения — также индустриальным методом.

Из краткого аналитического обзора молено сделать вывод, что современный зарубежный подход к строительству, особенно к жилищному строительству, предполагает тесное партнерство всех заинтересованных сторон, поскольку строительство каждого дома затрагивает массу разнообразных проблем, включая планирование, проектирование, строительство, доступность, экологичность, соблюдение стандартов, энергоресурсы, охрану водоемов и местных экосистем, транспортную инфраструктуру и т.д. а также интересы различных групп.

Идея партнерства заинтересованных сторон при жилищном строительстве или государственно-частного особенно развита в США и странах Западной Европы. Американские ассоциации владельцев домов и объединения строительных компаний предлагают техническую помощь и информационное обеспечение в целях ресурсосберегающего и экологичного проектирования и строительства. Ипотечные компании и риэлторы включают в программы своей деятельности развитие инструментов и навыков по реализации спроса домовладельцев на «зеленые» дома. Все эти объединения и организации проводят просветительскую работу среди клиентов, объясняя преимущества ресурсосберегающих и экологически чистых домов. На всех уровнях: местном, уровне штатов и федеральном государственные органы и органы местного самоуправления, понимая заинтересованность общественности в сохранении местных ресурсов и поддержании местных экосистем, активно разрабатывают программы содействия строительной индустрии и потребителям, прежде всего, через инструменты сертификации, стандартизации, а также через поддержку инноваций.

Большинство городов имеют долгосрочные планы застройки и четкое зонирование на малоэтажную, многоэтажную застройки, на промышленные и рекреационные зоны, зоны утилизации отходов, зоны торговли, общественных парковок и транспорта и т.д. В основе планирования лежат долгосрочные прогнозы экономического развития и возможности финансирования. Все планы материально и технологически обеспечены. Многие города для разработки градостроительных планов привлекают зарубежные архитектурно — планировочные компании или компании из других городов и штатов.

В США отсутствует единая система стандартов на гражданское строительство, нет общегосударственных, подобно, как в РФ, СНиПов и ЕНиРов. Практически все города или территориальные образования имеют собственные правила и законодательные акты по строительству. Но базовые нормы и правила устоялись на практике. Нормой, к примеру, является минимальная высота потолков 8 футов, что соответствует 2,40 метрам. Часто применяется высота 9 футов (2,7 метра).

Инновационные решения в организационно-управленческой и производственной сферах

Управленческое решение в любой сфере является результатом процесса постановки задачи, анализа возможных вариантов ее решения и выбора из них наиболее рационального для каждой конкретной ситуации. То, насколько оптимальным является принятое решение, зависит от уровня подготовленности ЛПР (лица, принимающего решение), а также от того инструментария, которым оно располагает (доступные методы анализа и выбора, технические средства, программное обеспечение и т.п.).

Условно процесс выработки и принятия решения руководителем любого уровня можно разделить на следующие этапы: — выработку и постановку цели; — изучение проблемы на основе получаемой информации; — выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; — обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; — конкретизацию решения для его исполнителей. Теория менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Существуют различные подходы к группировке методов принятия управленческих решений [90,142]. Большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка направлена на систематизацию совокупности методов для удобства их практического применения. На этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев применяются две группы методов: 1) методы ситуационного анализа («кейс-метод», «мозговая атака», двухтуровое анкетирование, факторный анализ, многомерное шкалирование); 2) методы моделирования (модели теории игр, модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, имитационное моделирование, экономический анализ, оптимальное линейное программирование, lDEF-моделирование На наш взгляд, наиболее применимым из методов ситуационного анализа при принятии управленческих решений в сфере малоэтажного жилищного строительства является многомерное шкалирование, при котором на основании математической обработки информации устанавливаются факторы, оказывающие существенное влияние на развитие ситуации. Он применяется для отбора, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для их содержательной интерпретации и способствует понижению размерности задачи принятия решения. Из методов моделирования в рассматриваемой нами сфере наиболее применимым являются модели управления запасами, включающие определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также объема построенной жилой площади. Они применяется для элиминирования негативных последствий накопления запасов строительных материалов, что выражается в определенных издержках. Исходя из действующей методологии определения наилучших управленческих решений, применяются различные методы и приёмы: метод «мозговой атаки», морфологический анализ, методы ассоциаций и аналогий, методы контрольных вопросов и коллективного блокнота, метод «матриц открытия», а также синектика, когда поиск нужного решения ведётся путём преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. На этапе оценки альтернатив применяются методы многокритериальной оценки, экспертной оценки, факгоірафические методы, а также комбинированные. На этапе выбора, реализации решения и оценки результата применяется функционально-стоимостный анализ, метод цепных подстановок, причинно-следственный анализ. Всестороннее использование данной методологии позволяет повысить обоснованность принимаемых управленческих решений, особенно при решении крупных управленческих задач, требующих привлечения значительных инвестиционных ресурсов. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Отличительной особенностью жилищного строительства, в том числе МЖС, является то, что практически любое из принимаемых решений оказывает существенное влияние на интересы населения, а недостаточно обоснованные производственно-технические и организационно-управленческие решения могут угрожать жизни и здоровью людей, которые будут участвовать в процессе возведения объектов жилищной сферы или потом эксплуатировать их. В связи с этим, принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Модели и методы, используемые при решении проблемы управления жилищной застройкой Московской области

Отметим два обстоятельства, которые делают поставленную задачу использования логико-семантических методов при решении проблемы управления жилищной застройкой особенно актуальной.

Во-первых, совершенно очевидно, что для понимания, изложения и критики основных положений той или иной концепции необходимо опираться на понятия и термины, которыми пользовались другие ученые в данной области исследования. Для эгого и ставятся задачи выявить концептуальный аппарат, придать последнему достаточную ясность, соотнести с современными понятиями и терминами. Лишь проделав такую работу, можно вводить замены терминов, создавать авторские формулировки теоретических положений, выносить критические суждения, не рискуя исказить классические идеи и нарушить целостность существующих концепций.

Во-вторых, именно использование экспертных, аналитических и матричных методов, методов исследования операций, системного анализа, кибернетических принципов построения систем, логических, графических и имитационных моделей позволяет разработать наиболее обоснованные теоретические положения и современные практические рекомендации по решению проблемы управления жилищной застройкой для конкретной выбранной пилотной территории, применив сочетание дедукции (от общего, классического к частному) и индукции (от частного к общему, научно-теоретическому).

В параграфе 3.1 на основе использования моделирования и теории игр были сформированы элементы программно-целевой методология и стратегии принятия решений при реализации концепции развития управления малоэтажным жилищным строительством, что позволило: — представить систему (и проблемы ее функционирования) в целом; — провести исследования поведения сформированной системы при изменении ситуаций; — спрогнозировать возможные последствия от принимаемых решений. Различают модели двух видов: — реальные (действительные) модели; — идеальные (воображаемые) модели. К первой группе моделей относят объективно существующие модели, отражающие внешний облик существующего объекта при соблюдении определенных или заранее обусловленных пропорций. Как правило, такие модели в строительстве создаются для представления сложных индивидуальных объектов строительства или их групп (например, макеты архитектурно-планировочных решений кварталов и т.п.). Ко второй группе относят подобие различных систем и процессов, выраженных в виде определенных знаков, условных обозначений и символов.

Управление жилищной застройкой и решаемые при этом проблемы описываются моделями второй группы. Эти модели не имеют физической аналогии с реальными процессами, а существующие связи и количественные соотношения между участниками инвестиционно-строительного процесса отображаются графически или математически.

Если проблема определена, ясны цели применения методов и моделей, то затем определяют содержание, объем и источники получения информации, после чего можно подойти к выбору модели или ее разработке. Есть достаточно обширные классы задач, к которым можно применять известные методы моделирования, приспосабливая их к реальной проблеме, и которым посвящена обширная литература. Иногда приходится разрабатывать новую модель. В любом случае затраты на нее не должны превышать потерь от нерешенной проблемы, а сложность модели отпугивать лиц, принимающих решения.

Весьма важна проблема проверки адекватности модели, а также проблема отбора факторов. Априорный список факторов, оказывающих влияние на проблему управления малоэтажной жилой застройкой, обычно весьма обширен, желательно его сократить. Большое количество современных исследований посвящено методам отбора «информативного множества признаков», поэтому в нашем случае необходимо начать с отбора факторов, учет которых позволит повысить эффективность принятия управленческих решений в сфере малоэтажного жилищного строительства. В качестве одного из таких факторов в пункте 3.3.1 будет рассмотрено определение необходимого соотношения между квартирами в объектах МЖС, имеющими различное количество комнат. Учет этого фактора позволит, во-первых, улучшить соотношение между количеством построенных и реализованных потребителям объектов МЖС, а во-вторых, обеспечить потребности семей различного состава соответствующими квартирами.

В конкретных задачах решения проблемы управления жилищной застройкой необходимо провести классификацию рисков, поставить задачу оценивания конкретного риска, провести структуризацию риска, в частности, построить деревья причин (в другой терминологии, деревья отказов) и деревья последствий (деревья событий). Центральной задачей является построение групповых и обобщенных показателей, например, показателей конкурентоспособности и качества. Риски необходимо учитывать при прогнозировании экономических последствий принимаемых решений, поведения потребителей и конкурентного окружения, внешнеэкономических условий и макроэкономического развития Российской Федерации, экологического состояния окружающей среды, безопасности технологий, экологической опасности объектов МЖС и т.п.

Современные технологии управления основаны на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.

Остановимся подробнее на экспертных методах. Экспертная оценка необходима, когда нет надлежащей теоретической основы развития объекта. Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперт а в конечном итоге подтверждается последующими событиями. Существует две категории экспертов — это узкие специалисты в области жилищного строительства и специалисты широкого профиля, обеспечивающие формулирование крупных проблем управления и построение моделей. Выбор экспертов производится на основе их репутации среди определенной категории специалистов. Однако не следует забывать и того обстоятельства, что первоклассный специалист не всегда может достаточно квалифицированно рассмотреть и понять общие, глобальные, вопросы. Для этой цели нужно привлекать экспертов хотя и недостаточно узко информированных, но обладающих большим исследовательским потенциалом.

Механизм конкурсного отбора субъектов инвестиционно-строительной сферы

Получение предварительного согласования места размещения объекта МЖС, возможности проведения проекты о-и зыс кате л ьских, строительно-монтажных работ и эксплуатации объекта находится в прямой зависимости от своевременной подготовки исходных данных и соответствующих согласований.

Например, в соответствии со статьей 12 главы 3 «Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека» закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам» [9].

Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что «гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты» [3].

Заказчику необходимо обеспечить выполнение нормативных законодательных требований государства при разработке условий размещения объекта МЖС в желаемом месте и определить возможный состав необходимых работ и исполнителей.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем в нашей стране и за рубежом является подбор генерального исполнителя (генподрядчика), которому поручается выполнение всех работ, связанных с сооружением объекта, включая проектирование. Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключаемого между генподрядчиком и заказчиком.

На основе этих контрактных отношений генподрядчик подбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков, которым поручает те или иные виды работ. Субподрядчик, не имея прямых контрактных отношений с заказчиком, заключает контракт с генподрядчиком, по которому за выполнение работ отвечает непосредственно перед ним. Такая форма освобождает заказчика от управления проектом, так как генподрядчик несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение проекта в срок, за соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня качества. В современных условиях в странах с рыночной экономикой наблюдается стремление заказчика использовать преимущества разделения ответственности между членами объединения подрядчиков. Это позволяет выбрать оптимальные виды оборудования и технологические процессы, создать более требовательную обстановку, обязывающую каждого из участников временного объединения точно выполнять свои обязательства и осуществлять более объективный контроль за ходом строительства. Нагрузка на заказчика увеличивается, так как в этом случае ему приходится принимать функции управления проектом на себя или поручить их выполнение одной из специализированных организаций на контрактной основе. При наличии материальных средств и необходимой разрешительной документации, одной из первых проблем, которую необходимо решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов. В самом деле, принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком, который, являясь собственником объекта или обладая нравом распоряжения собственностью (средствами) или оперативного управления (ведения), принимает решение об организации и проведении подрядных торгов путем издания официального распорядительного документа в форме, принятой в организации заказчика, например, приказ, постановление, распоряжение и т.д. В этом документе заказчик определяет в его организации подразделение, которому он поручает выполнение функций организатора торгов, и назначает лицо, ответственное за эту работу. Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности. В этом случае заказчик заключает договор (контракт) с организацией, которой он поручает выполнение функций организатора торгов. В нем определяются права и обязанности договаривающихся сторон, условия выполнения ими предмета договора. Финансовые взаимоотношения между заказчиком и организатором торгов регулируются распорядительным документом по организации заказчика, а в случае привлечения специализированной фирмы, соответствующим разделом договора (контракта). Организатор торгов осуществляет оплату всех финансовых расходов деятельности тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов. Необходимыми условиями успешной работы организатора торгов и его сотрудников является четкое понимание ими условий заказчика и возможный выигрыш или экономические потери в результате непонимания или ненадлежащего выполнения ими задач, реализующих условия заказчика. Выполнение условий заказчика обеспечивается как нормативными законодательными актами государства, так и теми полномочиями, которыми он наделяет организатора торгов. В соответствии с этим организатор торгов является официальным юридическим лицом, от имени которого проводятся торги, и выполняет следующие функции: — формирует и утверждает состав тендерного комитета; — готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений; — организует разработку и распространение тендерной документации, организует разработку документации для предварительной квалификации претендентов и ее распространение; — организует подготовку и распространение другой необходимой для проведения торгов документации; — утверждает результаты торгов; — рассматривает апелляции на решение тендерного комитета; — ликвидирует тендерный комитет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *