Концепция развития сельского строительства в России и обоснование эффективности создания

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………… 4

Сельский строительный комплекс России:

специфика, цели и задачи развития……………………………………………… 5

Современное состояние основных фондов сельского хозяйства и сельского

строительства………………………………………………………………………… 8 .

Национальная необходимость создания сельскохозяйственного потре-

бительского строительного кооператива «Россельстрой» с государственной

поддержкой…………………………………………………………………………… 12

Основные направления и приоритеты программы сельских строительных

работ в АПК…………………………………………………………………………. 14

Структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива; организационно-экономический механизм его

формирования ……………………………………………………………………… 15

Источники инвестиций и необходимость диверсификации производства на

сельских территориях в условиях развития капитального строительства в

АПК…………………………………………………………………………………… 17

Главные ожидаемые результаты (эффекты) работы и финансово-экономическое обоснование создаваемого сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой» …………………………………. 24

Заключение…………………………………………………………………………. 29

Концепция развития сельского строительного комплекса России подготовлена во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики (ВИАПИ имени А. А.Никонова, директор института д. э.н. С. О.Сиптиц, научный руководитель института —

статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии А. В.Петриков), в соответствии с решением парламентских слушаний

от 23 апреля 2009 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

«О Концепции устойчивого развития сельских территорий России на период до 2020 года»;

«О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития

от 2 ноября 2009 г. поручением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г.

№ ВЗ-П, письмом Минсельхоза России от 09.02.2010 № АП/985».

И. Г. Ушачев — Вице-президент, академик Россельхозакадемии,

Д. И. Торопов – директор Депагроразвития Минсельхоза России,

доктор экономических наук.

С. А. Мытарев – президент ОАО. заслуженный

строитель Российской Федерации

Ответственные за выпуск: А. П.Огарков, советник Россельхозакадемии, д. э.н. профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии, лауреат премии Совета Министров СССР (1987 год) за комплексную реконструкцию и благоустройство малых деревень (общая редакция); С. А.Огарков, к. э.н.(раздел 6).

В 2006г. приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (№ 264-ФЗ от 29 февраля 2006г.), определивший сельское хозяйство приоритетной отраслью народного хозяйства страны, а также меры государственной поддержки аграрного сектора, комплексного развития сельских территорий. По инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева приоритетными национальными проектами «Развитие АПК»; «Доступное жилье»; «Образование»; «Медицина» дан первый мощный импульс динамичному развитию этих отраслей.

На основе вышеупомянутого закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2007г. № 446, утверждена Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы» (далее Госпрограмма). Госпрограмма определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение, механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства. Предусмотрено осуществить пилотные проекты комплексной компактной застройки многих сельских населенных пунктов в субъектах Российской Федерации. Госпрограммой предусмотрены прогноз роста инвестиций в основной капитал с 229,2 млрд. рублей в 2007г. до 376,2 – в 2010 г. и до 426,7 млрд. руб. в 2012г. а также субсидирование строительства объектов социальной сферы села. Выделение этих средств обусловлено и потребностью создания на селе хороших условий для жизнедеятельности населения. В России 153 тысячи сельских населенных пунктов, но уже 10 процентов из них — без постоянно проживающего населения.

Минсельхозом России и Россельхозакадемией в 2010 году разработана «Доктрина продовольственной безопасности России» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г.), в которой установлены параметры объемов собственного (российского) производства молока, мяса и других основных продуктов питания населения, на среднесрочную перспективу, а также механизмы достижения этих показателей. Осуществление этих задач невозможно без развития сельского строительства.

Расселение населения по территории страны характеризуется высокой степенью неравномерности. По этой причине в отдаленных районах образовались малонаселенные территории, выведено из оборота и не возделывается значительное количество земель, которые нуждаются в комплексном обустройстве и заселении. Высокая неравномерность сложившегося пространственного расселения по территории страны является серьезной проблемой. При средней плотности распространения 8 чел. на 1 км2, от Урала до Дальнего Востока – менее 1 чел. на 1 км2, а в соседних (сопредельных) государствах – 300 чел. на 1 км2. Это обусловило экспансию соседей на обезлюдевшие земли, представляет угрозу целостности, приносит значительный ущерб экономике страны.

Минсельхозом России определен и реализуется широкий комплекс важнейших мер по выполнению Доктрины продовольственной безопасности, дальнейшему развитию производства: совершенствование ценообразования. балансовые методы, сертификация и качество продукции, племенное животноводство, субсидирование процентных ставок по кредитам, строительство семейных ферм и комплексов, международное сотрудничество, экспорт зерна, таможенный союз, укрепление рыночных отношений и фермерского сектора, ветеринарный и фитосанитарный контроль, улучшение кормовой базы животноводства, работы с землей, техническое оснащение, полное обеспечение зерном, овощами собственного производства и многое другое. Этому же будет активно способствовать широкое освоение свыше 400 новейших ресурсосберегающих эффективных технологий, разработанных институтами Россельхозакадемии для сфер производства, переработки и хранения продукции сельского хозяйства.

Одним из важнейших элементов агропромышленного производства являются трудовые ресурсы. По разным оценкам, с учетом личных подсобных хозяйств и пенсионеров, в сельском хозяйстве страны занято 5-7 млн работающих, а дефицит в целом по сельскому хозяйству (по оценкам института социальных и кадровых проблем агробизнеса системы ДПО Минсельхоза России) составляет 1,5 млн. чел. при этом около 0,5 млн. чел. – нехватка работников массовых профессий: операторов машинного доения, механизаторов.

Из выпускников почти 60 аграрных вузов страны на село прибывает всего от 2 до 18% (по разным специальностям). Дефицит трудоспособного населения в отдаленных (депрессивных) сельских районах является одной из острейших проблем этих территорий. Их решение связано с приоритетным развитием капитального строительства на селе. По данным социологических обследований половина жителей села нуждается в улучшении жилищных условий, а среди молодежи – 70%, что является убедительным свидетельством необходимости безотлагательного массового развития всех видов сельского капитального строительства по объектам социальной сферы, сельскохозяйственным производственным зданиям и сооружениям, инженерной инфраструктуры села.

1. Сельский строительный комплекс России: специфика, цели и задачи развития.

Сельский строительный комплекс – это совокупность изыскательских, проектных и строительных организаций, а также предприятий строительной индустрии, знающих специфику развития сельских территорий и специализирующихся на обустройстве этих территорий с целью создания благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций.

Формой интеграции указанных организаций и предприятий должна стать некоммерческая вертикально-интегрированная структура, создаваемая на основе Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», на местном, региональном и федеральном уровнях «Россельстрой» — сельскохозяйственный потребительский кооператив по строительству с государственным участием.

Государственная поддержка выражается в реализации позиций, предусмотренных статьей 7 «Государство и кооперативы» Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ, в выделении кооперативам средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, созданию кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение, субсидировании процентных ставок по кредитам на возведение объектов сельского строительства сельхозтоваропроизводителей, налоговом стимулировании и др. Объем государственной поддержки периодически уточняется с учетом национальной потребности и финансово-экономических условий.

Строительство в сельской местности имеет свою ярко выраженную специфику – большая рассредоточенность объектов по территории, относительно малые объемы работ на одной площадке, агрессивная среда в животноводческих зданиях, складах минудобрений, необходимость в специальных нормах технологического проектирования производственных зданий, высокие риски в оплате заказчиками строительной продукции в условиях острого дефицита инвестиций в личных подсобных, фермерских, коллективных хозяйствах и многое другое. В сельском строительстве возможно широкое применение эффективных местных стройматериалов и облегченных конструкций, малых механизмов, обеспечение трудового участия в строительстве местного населения, то есть системы факторов, способствующих сокращению стоимости и сроков строительства.

Сморите также:

В ходе реформ, развития рыночных отношений резко изменилась структура сельскохозяйственных предприятий. Наряду с основной, ранее существовавшей формой – колхозами и совхозами образовались (в процентах): открытые (6,7) и закрытые (7,5) акционерные общества. товарищества с ограниченной ответственностью (42,5), сельскохозяйственные кооперативы (32), государственные унитарные предприятия (3,8) и др. В настоящее время хозяйства имеют существенно разный экономический потенциал: от рентабельно работающих, до находящихся на стадии банкротства. С учетом этих специфических факторов, здесь необходима активная финансовая поддержка с обеспечением на деле приоритетности сельского хозяйства и возрождения сельского строительного комплекса. В современных условиях наиболее приемлемой организационно-правовой формой сельского строительного комплекса является сельскохозяйственный потребительский кооператив по Федеральному Закону «О сельскохозяйственной кооперации».

Порядок образования и деятельности сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива определяется Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Целью создания сельского строительного комплекса является существенное повышение качества жизни сельского населения путем развития всех видов сельского строительства, обеспечение сельского населения благоустроенным доступным по затратам жильем, наиболее приспособленным и удобным для проживания в сельской местности ( в настоящее время, по фактам социологического обследования, половина жителей села нуждается в улучшении жилищных условий, а среди молодежи – 70%); строительство сельских объектов соцкультбыта (детские ясли-сады, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, быта, отдыха и спорта); выполнение заданий Госпрограммы по комплексной компактной застройке села. Наряду с этим, актуальным является строительство зерновых элеваторов и других эффективных хранилищ, обеспечивающих переработку и качественное хранение; строительство животноводческих комплексов, семейных ферм, других многочисленных сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений. Кроме того необходим своевременный ремонт и содержание в надлежащем состоянии существующих сельских основных фондов, инженерного оборудования и благоустройства сельских населенных пунктов и территорий (дороги с твердым покрытием, объекты электро-газо-теплоснабжения, водоснабжения. водоочистки и многое другое) с проведением эффективной научно-технической, технологической и проектной политики, обеспечивающих снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества сельского строительства.

Для решения перечисленных проблем, достижения поставленной цели, безусловного качественного осуществления в установленные сроки определенных для отрасли государственных заданий и мероприятий необходимо выполнить следующие основные задачи:

— сформировать сельский строительный комплекс путем создания сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов – некоммерческих организаций ;

— подготовить проект устава сельского строительного кооператива «Россельстрой»;

— сформировать сеть сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (союзов) на местах (первичных СПСК, районные, республиканские, краевые, областные) – формирование происходит по принципу «снизу-вверх»: сельхозтоваропроизводители – муниципальный район-область (край, республика в составе России), федеральный кооператив – «Россельстрой»;

— подготовить ТЭО развития и размещения производственной базы сельстройидустрии (типовые решения и региональные особенности) с учетом сохранившихся материально-технических и кадровых ресурсов бывших ПМК Минсельстроя и МСО Росколхозстройобъединения ; с этой целью:

— провести оценку действительного состояния материально-технического оснащения сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов и определить меры по развитию производственной базы с учетом программы СМР, сложности и технологических особенностей возводимых объектов;

— определить основные направления научно-технического и технологического прогресса в сельском строительстве в рыночных условиях с учетом региональных особенностей строительства;

— провести анализ инвестиционных возможностей (сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (СПСК) и выработать комплекс мер по устойчивому инвестиционному обеспечению сельского строительства (субсидирование кредитов, ипотека, фонды, гранты, внебюджетные источники, налоговые льготы и др.);

— определить меры по снижению стоимости, повышению качества и сокращению сроков сельского строительства;

— провести оргсобрание кооператива;

— провести государственную регистрацию кооператива «Россельстрой»;

— определить участие Государственных академий наук, Россельхозакадемии, имеющей в своем составе 220 научно-исследовательских учреждений, в научном обеспечении деятельности «Россельстроя»;

Сморите также:

— разработать номенклатуру типовых, повторно применяемых и индивидуальных проектов сельских жилых, общественных и сельскохозяйственных производственных зданий и инженерных сооружений с оценкой существующих проектов и необходимости разработки новых проектов;

— разработать стратегию обновления и воспроизводства основных фондов АПК на среднесрочный период и более отдаленную перспективу, создания системы современных сельских населенных пунктов, обеспечивающих высокое качество жизнедеятельности сельского населения, коренную модернизацию социальной, инженерной и производственной инфраструктуры АПК, как перспективной программы строительно-производственной деятельности «Россельстроя».

2. Современное состояние основных фондов сельского хозяйства и сельского строительства

А. Краткий исторический аспект.

Сельский строительный комплекс располагал мощностями, обеспечивающими потребности развития агропромышленного комплекса страны. В тот период в более чем 6 тысячах сельских строительных организациях, домостроительных комбинатах, заводах и цехах по производству строительных материалов и конструкций было занято около 2 млн. человек, а объемы выполняемых строительных работ на селе достигали 380 млрд. рублей в год (в ценах 1990 года). Главным образом, технологически развитый в прошлом сельский строительный комплекс имел необходимую материально-техническую базу и играл основную роль в сельскохозяйственном, производственном, социальном, инженерно-инфраструктурном строительстве на селе. Сельскими строителями был внесен весомый вклад в дело индустриализации развития и интенсификации сельскохозяйственного производства, социального обустройства сельских населенных пунктов и территорий. Во многом благодаря их усилиям условия труда и быта на селе были приближены к существовавшим на тот период прогрессивным социальным нормативам.

Организационно комплекс состоял из трех технологически взаимосвязанных звеньев: районного (базы ПМК, кирпичные и деревообрабатывающие цеха, автотранспортные предприятия, полигоны железобетонных изделий и т. д.); регионального (сельские строительные организации и объединения, предприятия промышленности строительных материалов. комплексные сельские строительные проектные и научно-исследовательские институты и другие специализированные организации) и федерального. Необходимость обеспечения на огромных просторах территории страны слаженной работы многочисленных небольших предприятий и организаций сельского строительного комплекса с соблюдением единых наиболее прогрессивных и эффективных технологических стандартов и технических нормативов объективно требовала их вертикальной интеграции, объединения в сельский строительный комплекс.

За время реформ последних десятилетий сельский строительный, проектный и научно-исследовательский потенциал дезинтегрирован, в значительной степени разрушен и практически утратил свои позиции массового сельского строительства в агропромышленном комплексе страны. В ходе рыночных преобразований, под лозунгами устранения избыточных и непрофильных функций в структурах управления, ликвидированы сельские строительные корпорации с подразделениями на местах – Росагропромстрой, Нечерноземагропромстрой, соответствующие проектные и научно-исследовательские структуры (с комплексными институтами – Главсельстройпроект Минсельхоза), а также успешно работавшее в годах Отделение землеустройства и строительства в АПК Россельхозакадемии, Госгражданстрой и др. В результате нет современных проектов животноводческих зданий, норм технологического проектирования, проектов жилых, общественных зданий и по многим другим сельским объектам.

Перешли в статус рекомендательных и не обновляются строительные нормы и правила. Таким образом практически разрушена вся сельская проектно — строительная сфера, не ведется ее комплексное научное обеспечение, прекращено массовое воспроизводство основных фондов сельского хозяйства. Ежегодное выбытие основных фондов многократно превышает вод в действие новых. Удельный вес полностью изношенных основных фондов сельского хозяйства составляет 8,3%. Не осуществляется комплексная застройка сельских населенных пунктов.

Урбанизация нашей индустриально-аграрной страны, выразившаяся в бурном росте городов, привела к обезлюдению многих сельских территорий, северных и отдаленных от центральных районов земель. В стране появилось много деревень, хуторов, где живут одни старики и в которых вообще никто не проживает. По статистической переписи населения, в 2002 году в стране было 13086 таких деревень. Сегодня из общего количества сельских населенных пунктов их уже более 10 процентов. Из производительного оборота выведено около 40 млн. га продуктивных земель. Для сравнения: общая площадь земель, засеваемая всеми странами Евросоюза составляет 37 млн. га.

Разрушению сельского строительного комплекса способствовали также серьезные ошибки, допущенные в процессе приватизации его предприятий и организаций и резкое снижение объемов строительно-монтажных работ из-за хронического дефицита собственных финансовых ресурсов, неплатежеспособности, банкротства потенциальных заказчиков при резком сокращении, а затем и прекращении бюджетного финансирования капитальных вложений.

Реферат, диплом, курсовая, контрольная. Точный поиск:

В результате длительного отсутствия платежеспособных заказов на строительство серьезно пострадало основное и самое многочисленное звено сельской строительной системы на уровне районов. Большинство этих организаций были перепрофилированы, а остальные ликвидированы.

Б. Современное состояние.

Сохранившиеся остатки некоторых сельских строительных организаций регионального уровня в настоящее время заняты в основном возведением городских социальных объектов и в незначительном объеме – в сельской местности. Региональные предприятия сельской строительной индустрии организационно не связаны между собой и с собственно сельским строительством. Именно эти предприятия в прошлом покрывали потребности сельских строителей в материалах и конструкциях и располагали оборудованием, позволяющим производить продукцию, соответствующую отраслевым техническим требованиям и нормативам. Аналогичная ситуация сложилась в региональных строительных проектных институтах и других специализированных организациях. Эти региональные предприятия и организации были образованы на кооперативных принципах.

В видовой структуре основных средств сельскохозяйственных организаций за последние 10 лет произошло опережающее сокращение стоимости сельских зданий и сооружений, обусловленное их аварийным, ветхим состоянием и высокой степенью амортизации. Это отрицательно повлияло на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно ухудшило условия труда и быта, снизило эффективность производства.

Отсутствие оснащенного современным высокопроизводительным оборудованием сельского строительного комплекса объективно сдерживает развитие агропромышленного комплекса страны, отрицательно влияет на инвестиционную активность в нем и негативно отражается на результативности предпринимаемых государством мер по возрождению российской деревни, развитию сельского хозяйства страны. Вынужденное привлечение сельскохозяйственными предприятиями неспециализированных проектных и строительных организаций, использование неадаптированных к местным условиям и отраслевым особенностям проектов, объемно-планировочных и конструктивных инженерных решений, тяжелых (промышленного типа) с огромным перерасходом материалов, преувеличенной стоимостью конструкций резко снижает эффективность капитальных вложений в аграрной сфере, ресурсосбережение, сроки и качество строительства на сельских территориях. Обусловлено это отраслевыми особенностями сельского хозяйства, и в первую очередь, географией рассредоточенного размещения сельскохозяйственных предприятий, которая требует работы сельских строителей на строящихся объектах и близости в расположении источников обеспечения строительными материалами и конструкциями. Развитие сельских территорий выступает сегодня в качестве ключевой проблемы современной аграрной политики. Одна из граней этой проблемы – освоение обезлюдевших за последние десятилетия земель. Постепенное заселение земель, освоение имеющихся там природных даров является важной национальной проблемой, имеющей большое социально-экономическое значение. Решение этой программной задачи безотлагательно требует развития массового сельского строительства по всей территории страны, первоочередного создания с государственной поддержкой сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива – СПСК «Россельстрой» и его стартовой весомой бюджетной поддержки на федеральном, региональных и местных уровнях.

Сельский строительный комплекс традиционно сглаживал сезонные колебания потребных трудовых затрат в различных подотраслях сельского хозяйства, активно способствовал круглогодовой занятости на селе. Значительная часть населения, занятого на сельскохозяйственных работах, в «межсезонье» была задействована на строительных работах. По мере разрушения сельского строительного комплекса закономерно сокращались возможности внутренней сезонной трудовой миграции. Данное обстоятельство, в условиях медленного развития малого и среднего предпринимательства. создало дополнительно социальные проблемы в деревне, значительно увеличило уровень безработицы в сельской местности.

Кроме того, дорожное строительство не только является одним из основных базовых условий для устойчивого социального и производственного развития сельских территорий, но и способно в массовом порядке создать новые рабочие места в сельской местности. Остро необходимое для решения задач модернизации страны увеличение объемов строительства дорог в сельской местности невозможно без привлечения к этой работе сельских строителей.

За сельским строительным комплексом, как профессионально ведающим этим сложнейшим видом деятельности. требующим учета всего многообразия особенностей сельского образа жизни, традиционно сложились главнейшие функции обеспечения единой технической и технологической политики при строительстве, гарантирующие прочность, устойчивость и долговечность строительных объектов в сельской местности, совершенствования проектной документации. научно обоснованной нормативной и технологической базы проектирования и строительства в отраслях агропромышленного комплекса. Это невозможно реализовать по варианту отдельных, маломощных, разрозненных организаций, имеющих своей главной целью в рыночных условиях только получение прибыли. Разрушение сельского строительного комплекса привело к тому, что часто вынужденно от безысходности, используемые сегодня неспециализированными организациями, не имеющими профессионального опыта в аграрной сфере, общестроительные нормативы и правила требуют серьезной и дорогостоящей адаптации к отраслевым требованиям, исправления брака в строительстве и повышенных затрат в эксплуатации объектов. Так, анализ опыта строительства новых объектов в сельском хозяйстве, в том числе животноводческих, показывает наличие в них грубейших технологических и технических нарушений существующих для нашего климата норм и регламентов, всех особенностей работы, быта и уклада сельской жизни.

Для восстановления и развития сельского строительного комплекса необходимы модернизация производственных мощностей строительной индустрии, восстановление производства местных традиционных строительных материалов и кооперация всех его звеньев на качественно новой предпринимательской и конкурентной основе. Однако базовым и обязательным условием для этого было и остается развитие инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Российской Федерации, достаточной для осуществления сельского капитального строительства, стабильного обеспечения строительного комплекса платежеспособными заказами.

Решение этих масштабных и чрезвычайно эффективных в социальном и производственном отношениях задач возможно только при организованном на кооперативной основе и финансовом содействии органов государственной власти и управления на всех уровнях в создании прозрачного и конкурентного рынка строительных услуг в агрокомплексе, укомплектовании сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов и в проведении модернизации устаревшей материально-технической базы сельского строительства.

В рамках вертикально интегрированного кооперативного сельского строительного комплекса путем развития системы ипотечного кредитования. фондов и других финансово-экономических механизмов могут быть существенно увеличены объемы строительства на селе. Опыт стран с развитой рыночной экономикой и передовая отечественная практика демонстрируют высокую сравнительную эффективность ипотечного кредитования через строительные компании. Предприятия комплекса на местном, районном и региональном уровнях могут выполнять роль ипотечных агентов или организаторов фондов кооперативного и индивидуального жилищного строительства на селе.

В настоящее время главный научный и экспериментальный потенциал агропромышленного комплекса сосредоточен в организациях Россельхозакадемии (220 научных учреждений, опытные хозяйства, экспериментальные предприятия, земельные ресурсы и др.). В целях развития научного и нормативного обеспечения сельского строительного комплекса, сохранения и совершенствования единых строительных технологических регламентов ( норм технологического проектирования) необходимо осуществить комплекс дополнительных мер по организации этой работы в системе Россельхозакадемии, академии архитектуры и строительных наук, других ныне действующих шести государственных академий.

В процессе воссоздания сельского строительного комплекса первостепенное внимание должно быть уделено развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для него. В сельскохозяйственных регионах страны должны работать профессионально технические училища, оснащенные современным оборудованием. Для повышения качества обучения и обеспечения дополнительного источника финансирования образовательного процесса целесообразно вернуться к существовавшей ранее практике ведения этими училищами хозяйственной деятельности, связанной с производством товаров и услуг в ходе практических работ студентов, занятых на строительстве объектов и в производстве строительных материалов.

Для построения современного сельского строительного комплекса и обеспечения технологического единства в сельском строительстве, преодоления тенденций деградации и перепрофилирования специализированных предприятий необходимо стимулировать процессы кооперирования и ассоциирования сельских строителей, баз сельстройиндустрии на основе паевых взносов.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Агропромышленный союз России, Ассоциация фермерских хозяйств неоднократно обращались в Правительство России с предложениями, направленными на восстановление сельского строительного комплекса и сохранение государственного статуса его научных и проектных организаций. Сегодня эти организации осуществляют исключительно важные для всех хозяйствующих субъектов функции по оценке земельных ресурсов, проектов мелиоративного, водохозяйственного, производственного и социального строительства на селе. В перспективе именно они могут быть задействованы в работах по оценке состояния и возможностей реконструкции основных фондов предприятий сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса.

В целях восстановления производства местных строительных материалов необходимо применять меры поддержки производства и поставок по лизингу отечественного современного технологического оборудования соответствующей мощности для изготовления местных строительных материалов и конструкций, используемых в строительстве на селе.

Следует также распространить на предприятия и организации сельского строительного комплекса применяемые в сельском хозяйстве условия кредитования, льготного налогообложения и другие меры поддержки, существующие в системе сельскохозяйственных кооперативов.

Все перечисленные меры целесообразно объединить в комплексной государственной программе обеспечения устойчивого производственного и социального развития сельских территорий, стимулирования инвестиционной активности и развития строительства на селе, разработанной с учетом отраслевых особенностей аграрной сферы и перспектив территориального размещения производительных сил в стране.

Откройте свой блог и публикуйте статьи, новости, пресс-релизы, фотогалереи бесплатно!

3. Национальная необходимость создания сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой» с государственной поддержкой

Острейшая национальная потребность в создании сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой» обусловлена рядом проблем государственной важности, не решаемых без развития сельского строительства:

1. Обеспечением предусмотренной статьей Конституции Российской Федерации территориальной целостности Российского государства, что требует освоения малозаселенных территорий при первоочередном развитии сельского строительства, создания на сельских территориях необходимых условий жизнеобеспечения. Высокая неравномерность расселения относится к территории страны в целом и к расселению в отдельных регионах – субъектах Российской Федерации с концентрацией в центральных регионах и обезлюдением отдаленных, глубинных территорий. Развитие сельского строительства, освоение и застройка малозаселенных территорий устраняет угрозу экспансии со стороны перенаселенных сопредельных государств.

2. Необходимостью выполнения конституционных гарантий в обеспечении

равных условий жизнедеятельности сельского и городского населения страны, предусмотренных в 9 статьях Конституции Российской Федерации. В настоящее время эти различия наиболее остро проявляются ( в ущерб сельскому населению) в уровне оплаты труда. многократно — в отношении наличия и доступности к учреждениям образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания, отдыха, спорта, инженерного оборудования жилья, общественных зданий, благоустройства населенных пунктов и др. Очевидно, что непременным условием достижения всех этих целей является восстановление и массовое развитие сельского капитального строительства.

3. Реализацией Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» № 264 — ФЗ от 29 декабря 2006 г. и Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сырья и продовольствия на годы.

4. Обеспечения гарантированной продовольственной безопасности и

снабжения населения основными продуктами отечественного сельхозпроизводства. Доктриной продовольственной безопасности России предусмотрено довести объемы отечественного Российского сельхозпроизводства по мясу, молоку и другим важнейшим продуктам до процентов. Это потребует массовой реконструкции имеющихся и строительства новых помещений, ферм и комплексов для содержания продуктивного скота и птицы.

5. Решением демографических проблем, в основном за счет сельского

населения, как подтверждено историческим опытом. Главной производительной силой общества является человек, однако население России ежегодно сокращается на 0,8-1,0 млн. человек. При огромных стабильных размерах территории страны – 17 млн. км2 (1 709 млн. га) и сокращающейся численности населения обостряются проблемы охраны и рационального использования земельных ресурсов, развития всех производств, устойчивого развития сельских территорий. Лишь при комплексном обустройстве села реально решение проблем обеспечения сельского хозяйства молодыми кадрами. Комплексно обустроенные сельские территории должны стать желанным местом для работы и постоянного проживания людей из перенаселенных городов, а так же внешних мигрантов.

Сельское население исторически являлось главным резервом роста численности не только городского, но и населения страны в целом. В отличие от городского, это обусловлено спецификой образа жизни и быта сельского населения, где многодетная семья востребована самим укладом сельской жизни, вековыми традициями и потребностью ведения хозяйства. Этот важнейший резерв демографического развития страны требует становления сельского строительного комплекса.

6. Поддержания в надлежащем эксплуатационном состоянии существующих

основных фондов села, ремонта и замены ветхого фонда, воспроизводства основных фондов, средний износ которых превысил 60 процентов, а по оборудованию 70-80 процентов и более.

Таким образом, все вышеуказанные обстоятельства в комплексе убедительно

свидетельствуют о безотлагательной необходимости создания и укрепления сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой». Создание сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива имеет уровень национальной необходимости, государственной важности.

4. Основные направления и приоритеты программы первоочередных

сельских строительных работ в АПК

В области сельского жилищно-гражданского строительства:

1. Осуществить комплексную компактную застройку сельских населенных пунктов по пилотным проектам, предусмотренную Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы.

2. Разобраться с «долгостроем»: завершить строительство ранее начатых объектов (по стране их около 25-30 тысяч); осуществить расчистку заброшенных объектов (столбы, панели, плиты и другие конструкции от бывших животноводческих комплексов и ферм, силосных траншей и т. п.) или восстановить их строительством (исходя из местных условий).

«Россельстрой» совместно с кредитными организациями может создать необходимые условия для строительства доступного жилья на селе с использованием ипотечных кредитов и широкого вовлечения в расчетную базу за строительство производимой сельхозпродукции. Необходима организация сельской конкурентной среды в массовом производстве современных местных строительных материалов и конструкций.

В области сельскохозяйственного производственного строительства:

1. Выполнение сельских строительных работ по объектам приоритетных отраслей сельского хозяйства: строительство зерновых элеваторов и механизированных зернохранилищ в новых рыночных условиях многоукладной экономики, включая фермерские хозяйства (зерна в стране производится много, имеется острый дефицит элеваторных емкостей). Ранее строились элеваторы, мелькомбинаты очень крупные, при портах, мегаполисах, областных и районных городах и сюда свозилось все зерно. В новых условиях такая схема требует коренной модернизации – необходимы механизированные хранилища в местах производства зерна, обеспечивающие сушку, сортировку и все другие механизированные операции по подработке зерна на кондиционное хранение и поставку потребителям, включая экспорт.

2. Строительство объектов животноводства – семейных ферм, реконструкция и новое строительство животноводческих (крупный рогатый скот, молочное животноводство, помещения для нетелей, молодняка КРС, откормочные и др.) ферм и комплексов, свиноводческих, для содержания птицы (яичное, бройлерное направления). Строительство объектов машинно-технического комплекса; объекты тепличного хозяйства; складские объекты, хранилища овощей, картофеля, плодов, материальные склады, природоохранные и многие другие объекты.

Объекты инженерного оборудования и благоустройства территорий :

1. Осуществление комплексной реконструкции, обустройства сельских населенных пунктов, включая сельское строительство в отдаленных (депрессивных) районах.

2. Дорожное, водохозяйственное строительство, мелиоративное, групповые водоводы, тепловые, газовые сети, электросети, сооружения очитки сточных вод.

Для осуществления этих мер необходимо наделить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по выполнению функций государственного заказчика по капитальному строительству на селе.

5. Структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива; организационно-экономический механизм его формирования

Сельский строительный коооператив — «Россельстрой» создается для выполнения всех видов сельских строительных и сельских ремонтно-строительных работ в системе сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса России. Приоритетной задачей «Россельстроя» являются государственные заказы на выполнение сельских строительных работ по национальным проектам: «Развитие АПК», «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение». Наряду с этим, «Россельстрой», вместе с системой комплексных проектных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских институтов, научных учреждений Минсельхоза России, Россельхозакадемии и других ведомств проводит единую государственную прогрессивную инновационную проектную. технологическую и научно-техническую политику в сельском и всем агропромышленном строительстве России.

Организационно-правовой формой является сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив. Структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива на районном, областном (краевом) уровнях, показана соответственно на рис. 1,2,3 и органов управления – рис.4. В основе механизма формирования СПСК – договорные отношения и принцип «снизу – вверх», то есть от сельскохозяйственных товаропроизводителей на районный, областной (республиканский) и федеральный уровень – до Россельстроя.

Таким образом, правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива определены и базируются в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года с последующими уточнениями и изменениями. Этот Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим и юридическим лицам) право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Кооперативная основа «Россельстроя» в полной мере соответствует принципам формирования производственной базы и работы ранее действовавшего сельского строительного комплекса.

Наряду с настоящим Федеральным законом, отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным законодательством Российской Федерации. другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом № 193-ФЗ «Россельстрой» является потребительским обслуживающим сельскохозяйственным потребительским строительным кооперативом – некоммерческой организацией с государственным участием.

Рис. 1. Структура сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива на районном уровне

(1 уровень)

Сельскохозяйственный потребительский кооператив по строительству «Созидание» Подольского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *