Владимир Швецов Метростроители нуждаются только в понимании москвичей

Владимир Швецов Метростроители нуждаются только в понимании москвичей7 марта 2013, 17:29 [«АН-online», Олег Павлов, Москва ]

Метро – самый быстрый и доступный вид транспорта в Москве. Есть метро – значит доедешь вовремя. Это уже поняли даже бизнесмены и частенько сбегают в подземку: время дороже, чем статусное сидение в пробке. Метро ждут везде, где его ещё нет. Как развивается метрополитен в столице, «АН-онлайн» рассказал заместитель руководителя Департамента строительства по строительству метро и транспортной инфраструктуры мэрии Москвы Владимир Александрович Швецов.

АН: Последний опрос москвичей показал, что проблему транспорта они выносят уже на первое место. Между тем, коллеги из мировых столиц, которые столкнулись с проблемой пробок ранее, в один голос говорят, что решение — только через развитие общественного транспорта. И на первом месте в Москве — это метро. Вы согласны?

В. Швецов: Да, это действительно так. На сегодняшний день в Москве сложилась непростая транспортная ситуация: улично-дорожная сеть сильно перегружена, наземный общественный транспорт не соответствует потребностям жителей столицы.

Наиболее перспективным способом передвижения в такой ситуации действительно становится метро. Главное преимущество метрополитена как внеуличного вида транспорта — высокая скорость и регулярность движения поездов при условии интервала в 1,5 — 2 мин, и это определяет большую провозную способность — до 50 — 60 тыс. человек в час в одном направлении.

Если нам удастся обеспечить максимальное количество районов Москвы метрополитеном, мы сможем не только сократить время на поездки, но и разгрузить улицы и дороги. Всё это, в свою очередь, положительно скажется на экологии, экономике Москвы, ее инвестиционной и туристической привлекательности.

АН: Но и метро уже в нынешнем виде не справляется с нагрузкой. А если еще и автомобилисты в него ринутся, то может и коллапс случится. Как будет развиваться метро?

В. Швецов: Сегодня почти четверть населения Москвы не может пользоваться метрополитеном. В час пик ежедневно происходят значительные перегрузки и на станциях, и в переходах действующих линий метрополитена.

4 мая 2012 года выпущено постановление Правительства Москвы № 194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 годах». Согласно документу, в период до 2020 года будут построены и введены в эксплуатацию 161,4 км новых линий метро, 79 новых станций, 8 новых электродепо. Кроме того, пройдет реконструкция 8 электродепо и строительство 2 дополнительных вестибюлей.

К 2020 году протяженность метрополитена Москвы должна составить 461,4 км, а количество станций – 261. В целом, строительство и ввод указанных объектов позволит сократить количество столичных жителей, которые не пользуются метро, с 22 % (на данный момент) до7 % от общей численности населения города. Кроме того, удастся снизить нагрузки на действующие пересадочные линии и сократить затраты времени на поездку по городу из периферийных районов Москвы. Обновлённое метро повысит доступность этого вида передвижения для маломобильных категорий жителей, а количество людей, которые в среднем ездят в час-пик, сократится.

Благодаря вводу новых линий и постройке станций транспортная ситуация в Москве должна значительно улучшиться, особенно в тех районах, до которых дойдёт, наконец, метро. Ввод новых станций позволит перераспределить пассажиропоток не только на наземном транспорте, но и на перегруженных линиях самого метро, а также снизить нагрузку на автомобильные магистрали.

АН: Достаточно ли существующего финансирования?

В. Швецов: Финансирования достаточно. Объемы финансирования, предусмотренные Адресной инвестиционной программой на период с 2013 по 2015 годы для реализации программы развития столичного метрополитена позволяют обеспечить ввод строящихся объектов в запланированные сроки.

АН: А чего тогда не хватает?

В.Швецов: Не хватает понимания у части москвичей. Хочу акцентировать внимание именно на этом. Большинство жителей столицы заинтересованы в строительстве метро и всецело поддерживают программу развития Московского метрополитена, но так сложилось в мировой практике, что протестные настроения всегда звучат громче. И сотня недовольных голосов способна заглушить сотни тысяч положительных откликов. Так устроено общество, да и средства массовой информации играют не последнюю роль в этом процессе. Хотелось бы, чтобы люди более терпимо относились к временным неудобствам, с которыми им приходится сталкиваться в связи со строительством объектов метрополитена. Метростроители со своей стороны делают все возможное для того, чтобы свести эти неудобства к минимуму: проводится целый ряд мероприятий по шумо- и виброзащите зданий, введено ограничение на ведение работ в ночное время, в случае, если строительные площадки выходят на проезжие части, разрабатываются специальные проекты организации движения в целях обеспечения максимально комфорта и безопасности участников дорожного движения. Расширение Московского метрополитена сегодня необходимо столице. Это объективная необходимость, а не частная инициатива. Метро строится для жителей города. Жаль, что не все это понимают.

АН: Ну, вряд ли стройка прекратится из-за жалоб. К тому же, тех, кто ждет метро больше…

В. Швецов: Стройка не прекратится, потому что тех, кому необходимо метро, действительно намного больше. К тому же не все задумываются о прямой зависимости между стоимостью жилья и наличием метро в пешей доступности. После ввода в эксплуатацию станций метрополитена стоимость жилья у того, кто жаловался, возрастет. Если не на 50, так на 30% — точно. Это несомненное экономическое преимущество, неоспоримое. Второе преимущество еще более очевидное — колоссальная экономия времени, сил и средств, затрачиваемых ежедневно на дорогу. Все эти преимущества уже в ближайшие несколько лет станут реальностью для сотен тысяч москвичей, нужно только немного потерпеть.

АН: А что, совсем терпения нет у москвичей?

В.Швецов: Почему же, у некоторых есть.Вот, например в Новокосино за 2 года работы ни одного случая жалоб не было. Люди ждали там метро. Позитивное отношение к строительству и у жителей Жулебино. Там сейчас практически под окнами ведутся работы, но никакого негатива нет. Кроме благодарности ничего не слышим, люди терпят, потому что понимают, что решается их сложная транспортная ситуация. Например, на Мичуринском проспекте принципиально иная ситуация, хотя строительная площадка станции «Ломоносовский проспект» расположена в 400 метрах от жилого массива, жители активно выражают свое недовольство. Закономерность проста — чем люди комфортнее живут, тем меньше хотят терпеть даже кратковременные неудобства. Это понятно. Но иногда нужно подумать и о других.

АН: Современный метрострой — это, наверное, уже не шахтер с отбойным молотком. А что? И кто?

В. Швецов: Сооружения метрополитена в силу специфики подземного строитель­ства и требований эксплуатации — одна из наи­более технически сложных и трудоемких областей современного строительного производства, поэтому и задействованы в нем наиболее профессиональные и квалифицированные кадры.

На объектах строительства столичного метро по договору подряда работают организации, имеющие опыт ведения горнопроходческих работ и использующие современную технику, инновационные технологии и материалы.

Например, для проходки тоннелей закрытым способом используются тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) производства ведущих зарубежных фирм. Аналогичные механизмы используются для строительства крупнейших метрополитенов мира. С точки зрения обеспеченности техникой и внедрения инновационных технологий Московский метрополитен нисколько не отстает от метрополитенов Европы и США. То же касается и обеспеченности кадрами. На строительстве объектов Московского метрополитена работают действительно лучшие специалисты, не только российские, но и зарубежные.

АН: Каким Вам представляется образ транспортной Москвы в идеале?

В. Швецов: В мировой практике принято измерять транспортную инфраструктуру не в километрах, а в пропорциях к общей площади города. Так вот, для Москвы этот показатель составляет всего 9 %, в то время как во многих мировых столицах он достигает 25 %.

В случае приближения к этому показателю мы сможем реализовать идеальный образ транспортной Москвы: с развитой улично-дорожной сетью и транспортной инфраструктурой, а также с современным метрополитеном, охватывающим максимальное количество районов города. Это всё в совокупности позволит обеспечить комфортный доступ к элементам застройки жилого, офисного, торгового, социально-бытового и т.п. назначения, максимально сократить время, затрачиваемое на дорогу, разгрузить перегруженный сегодня общественный транспорт и перераспределить потоки личного транспорта.

Не последнюю роль в этом процессе играет строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). На данный момент запланировано строительство 255 транспортно-пересадочных узлов, 90 из которых — на Московском метрополитене. Уже в 2013 году начнется строительство четырех капитальных ТПУ на станциях «Алма-Атинская», «Котельники», «Новокосино» и «Пятницкое шоссе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *