Тема Система функционирования строительного комплекса России на примере деятельности строительной

Курсовая работа

Система функционирования строительного комплекса России на примере деятельности строительной отрасли Омской области

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы и нормативно-правовая база организации и функционирования строительного комплекса.

.1 Содержание понятия «строительный комплекс»

.2 Нормативно-правовое регулирование строительных комплексов в современной России

Глава 2. Анализ современных проблем организации и функционирования строительного комплекса в РФ в целом и Омской области в частности

.2 Анализ состояния проблем и функционирования строительного комплекса Омской области

.2.1 История создания строительного комплекса Омской области

Глава 3. Основные направления совершенствования строительным комплексом России

комплекс проектирование строительные работы

Введение

Строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, которая призвана обеспечивать производственное, жилищно-коммунальное, дорожно-транспортное развитие Российской Федерации. В этой сфере сходятся интересы Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований. Вопросы строительства сосредоточены в руках различных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

В настоящее время в России существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в области градостроительной деятельности не адекватно сложившимся общественным отношениям. Нормативно-правовые акты оставляют нерешёнными целый ряд проблем в сфере строительной деятельности. Противоречиво развиваются взаимоотношения органов государственной власти с органами местного самоуправления в рассматриваемой сфере, с руководством строительных предприятий и организаций. Приоритетность запросов населения к обеспечению современным жильём, отвечающим технико-экономическим и социальным требованиям, требует выработки рационально разработанной административно-правовой организации градостроительства в России. Несмотря на относительно недолгое существование Градостроительного кодекса РФ, внесённых в него изменений и дополнений, многие его положения не отвечают сложившимся реалиям, прежде всего в организационно-правовом аспекте. Регулирование отношений, возникающих в связи с организацией территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, информационного обеспечения градостроительной деятельности, зачастую является малоэффективным, особенно с учётом сложившихся рыночных отношений. Проблема вызывает много споров (об этом постоянно напоминают средства массовой информации) правоприменительная деятельность, связанная с реализацией юридической ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Для устранения этих негативных явлений необходимо совершенствовать систему управления градостроительством в России, разработать правовую регламентацию функционирования этой системы, повысить эффективность работы и ответственность строительных предприятий и организаций. Политика государства в области градостроительства должна быть, с одной направлена на сохранение единого федерального градостроительного пространства, а с другой стороны — учитывать социально-экономические условия регионов, что требует чёткого разграничения полномочий, федеральных, региональных и местных органов власти.

Все перечисленные факторы обуславливают необходимость теоретического анализа названных проблем, обобщения опыта деятельности органов градостроительного управления, обоснования собственного видения организационно-правовых проблем в области градостроительной деятельности и разработки предложений по совершенствованию организации и деятельности как указанных выше органов управления, так и управляемых объектов строительных предприятий и организаций. Жизнь ставит перед юридической наукой задачи, требующие глубокого осмысления — новых подходов, новых форм и методов административно-правового регулирования в области градостроительной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы и нормативно-правовая база организации и функционирования строительного комплекса.

1.1 Содержание понятия «строительный комплекс»

Анализ существующих теоретических и законодательных источников показал, что в настоящее время существует множество определений понятия «строительный комплекс».

Б.В. Прыкин под строительным комплексом понимает «межотраслевую экономически целенаправленную систему, объединяющую участников капитального строительства. Отмечается также, что строительный комплекс обладает рядом отличительных черт: целевой направленностью на реализацию экономической стратегии в планомерном развитии и перевооружении всех отраслей народного хозяйства; целостностью и специализацией потенциала строительного комплекса, состоящего из совокупности звеньев с огромными производственными фондами; многообразием связей труда и различием в условиях труда в подсистемах строительного комплекса, что обуславливает развитие производительных сил и подразделение комплекса на отдельные отрасли (строительство, промстройматериалы и т.п.)».

Есть понятие строительного комплекса, которое отражает «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующихся тесными устойчивыми экономическими и технологическими связями в получении конечного результата — строительной продукции (жилья)»;

Так же, под строительным комплексом нередко понимаются инвестиционный комплекс, составная часть экономического потенциала страны, и интегрированная совокупность отраслей, подотраслей, производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими и технологическими связями, функциональным единством в получении конечного результата, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов производственного и непроизводственного назначения в виде части средств труда (зданий и сооружений) в рамках народно-хозяйственного комплекса страны.

Традиционно в доперестроечный период в составе строительного комплекса выделялись агрегированные звенья: строительные и промышленные, а также инфраструктура строительного комплекса.

А.Ф. Клюев определяет строительный комплекс как экономическую совокупность взаимосвязанных отраслей, объединенных единой целью развития. Основными условиями формирования комплекса он считает относительную замкнутость экономических взаимосвязей и наличие ведущей отрасли продукции, которая представляет конечный результат функционирования комплекса.

Самусева Р.Ф. предлагает в состав строительного комплекса как объекта управления включать строительство, промышленность строительных материалов, соответствующие отрасли НИИ, организации по подготовке кадров.

С.В. Чикуров считает строительный комплекс одним из важнейших межотраслевых комплексов народного хозяйства и выделяет 3 крупных блока в его структуре: собственно строительная индустрия, группа отраслей, обеспечивающих строительное производство материальными ресурсами, и инфраструктурный блок, обеспечивающий функционирование строительного комплекса.

Ю.А. Данилов в своей работе утверждает, что совокупность отраслей предприятий, организаций и иных учреждений, функционирующих на разных стадиях процесса создания строительной продукции, может быть объединена одним понятием — «строительный комплекс», однако эта совокупность, по его мнению, в настоящее время комплексом не является. Комплекс — это единое целое, включающее соподчиненные части, элементы. Ранее такое соподчинение осуществлялось системой государственного управления через план, который был обязателен для всех и в котором увязывались параметры развития всех (или почти всех) элементов комплекса. Они были организационно-объединенными партнерами. С переходом к рыночным условиям функционирования основной формой партнерства, по мнению Ю.А. Данилова, являются главным образом экономические критерии.

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата».

Строительный комплекс — «совокупность взаимосвязанных субъектов хозяйствования, осуществляющих проектно-изыскательские, производственные, коммерческие, строительные работы в сфере строительства объектов для функционирования отраслей народного хозяйства и жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации и России в целом».

Строительный комплекс является экономической системой соответствующего (отраслевого) иерархического уровня, обладающей способностью производить социально значимые виды продукции (услуг).

Подтверждением того, что строительный комплекс является экономической системой, служит содержание определения экономической системы. Поскольку любая экономическая система с одной стороны предполагает отношения по поводу рационального использования данных природных ресурсов, которые можно определить как технико-экономические отношения. С другой стороны, экономические отношения — это отношения между самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства (производственные отношения). Данные отношения можно охарактеризовать как социально-экономические. В свою очередь технико-экономические и социально-экономические отношения образуют единство двух сторон экономики. Следовательно, единство и взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений образуют экономическую систему.

Строительный комплекс функционирует на основе следующих принципов: осуществление рационального использования природных ресурсов при производстве строительных материалов; обеспечение общественных потребностей; наличие взаимодополняющих друг друга компонентов (основных фондов, вещественных оборотных средств, контингента работников), обеспечивающих выполнение определенных функций.

Строительный комплекс и составляющие его подразделения относятся к числу самоуправляемых систем, т.е. к числу систем, обладающих свойством управлять своим поведением, и включают две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления).

Управляемую подсистему (объект управления) в строительстве составляет совокупный производственный коллектив инженерно-технических работников, объединенных в подразделения, и выполняющих производственные функции (технологические, энергетические, транспортные, вспомогательные) по созданию строительной продукции.

Управляющая подсистема (субъект управления) строительного комплекса вырабатывает, инициирует управляющие воздействия с помощью сигналов, команд, поступающих к управляемой подсистеме (объекту управления).

Предприятия стройиндустрии составляют заводы по производству железобетонных конструкций и изделий, заводы по производству изделий крупнопанельного домостроения, бетоносмесительные установки и растворобетонные узлы, к предприятиям промышленности строительных материалов в работе отнесены: заводы по производству кирпича, заводы по производству кровельных материалов, предприятия по производству нерудных строительных материалов, предприятия по производству столярных изделий, к строительным организациям в работе отнесены: организации заказчики-застройщики, генподрядная организация, монтажные организации.

В строительный комплекс входят организации, выполняющие геологоразведочные и научно-изыскательские работы, проектные и научно-исследовательские институты, общестроительные и специализированные строительные организации, организации по монтажу оборудования, ремонту строительных объектов, их расширению и реконструкции.

Переход от плановой системы хозяйствования к демократическим рыночным основам в настоящее время в строительном комплексе преобразовался в стадию поиска рационального баланса существующих жестких систем государственного управления и подвижных рыночных бизнес-систем, вызванных перестройкой мышления хозяйствующих субъектов в направлении совершенствования деятельности в рамках практики реализации инвестиционно-строительных проектов. В связи с этим структура строительного комплекса заслуживает особого внимания и осмысления.

Глобальной целью строительного комплекса является воспроизводство основных фондов: строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений. Эволюционные процессы развития строительного комплекса, основанные на поиске эффективных методов достижения глобальной цели, постоянно совершенствуют структуру строительного комплекса. В настоящее время современный строительный комплекс по форме это достаточно раздробленное, не управляемое из единого или нескольких центров множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями.

По экономическому содержанию строительный комплекс обладает разнородностью, представляет собой систему живого и овеществленного труда организаций и предприятий, обеспечивающих создание новых и модернизацию действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения, и выражается в присутствии набора признаков. Функционирование строительного комплекса разделяется на взаимосвязанные операции, выполняемые различными структурами.

В структуре современного строительного комплекса отчетливо выделяются три уровня:

производственный уровень определяет объем продукции и услуг, которые может выполнять строительный комплекс. Он образуется на основе наличия производственных фондов, трудового и технологического потенциала, характеристик информационно-управленческого обеспечения и является стабильным.

хозяйственный уровень регулирует объем продукции и услуг, которые необходимы для развития экономики страны или частного предпринимательства. Он образуется на основе характеристик финансовой среды, деловой активности компании и организованной функциональной деятельности. В деятельности хозяйственного уровня могут принимать участие, как структуры строительного производства, так и структуры, основная деятельность которых не связана со строительством или связана лишь частично, следовательно, хозяйственный уровень — нестабилен, высокоподвижен.

институциональный уровень в противовес хозяйственному относительно статичен. Он устанавливает основы управления в строительном комплексе и решает задачи, связанные с инвестиционной деятельностью, хозяйственной деятельностью и нормативно-законодательной деятельностью.

Организационно-функциональная структура строительного комплекса включает такие составляющие, как архитектурно-проектный блок, планирование, организацию и контроль реализации проектов нового строительства и реконструкции зданий и сооружений, комплексного обновления существующей застройки. Все они имеют свои особенности, но тесно взаимосвязаны между собой на всех этапах инвестиционно-строительного конвейера. Именно поэтому деятельность строительного комплекса характеризуется многостадийностью, многосторонним взаимодействием различных участников — органов власти федерального, регионального и местного уровней, крупных инвестиционно-строительных холдинговых компаний, самостоятельно действующих и вовлеченных в инвестиционный рынок юридических и физических лиц, групп населения. При этом особенности реализации многих инвестиционных проектов требуют консолидации средств из различных источников и предполагают наличие механизмов согласования различных интересов.

Под методом управления строительным комплекса в данном исследовании понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа управления, руководителя) на производственные коллективы или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. В целом метод управления строительным комплексом представляет собой конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функций субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели.

Организационные методы управления строительным комплексом представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект и подразделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование. Организационные методы управления реализуются в виде нормативных документов, устанавливающих четкий порядок организации деятельности, как объекта, так и субъекта управления, а также в применении различного рода норм и нормативов.

Экономические методы можно рассматривать как основу реализации требований экономических законов и как средство воздействия на экономические управленческие решения. Экономические методы включают: экономическое стимулирование, экономическую ответственность, хозяйственный (коммерческий) расчет. Важно подчеркнуть, что экономические методы способствуют удовлетворению требований потребителей продукции строительного комплекса и сочетанию экономических интересов работников, производителей и потребителей.

Административные методы характеризуются законами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, которые составляют правовую основу, прямо или косвенно влияющую на строительную деятельность.

Отличительной особенностью административных методов является их государственно-властный характер и обязательность исполнения предписаний органов власти подчиненными им объектами. Важное значение при этом имеет административное воздействие, которое должно быть тщательно обосновано, в том числе и экономически, с точки зрения возможных последствий.

1.2 Нормативно-правовое регулирование строительных комплексов в современной России

Для строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера.

Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства. В нынешних условиях эти акты нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике. Примером такого рода актов являются официально отмененные Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.

При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует, прежде всего, иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами — это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ, Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.

Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса. К ним можно отнести документы, регламентирующие деятельность в области проектирования, подготовки, организации и финансирования строительства, надзора за строительством, приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта. Градостроительный кодекс с изменениями и дополнениями 2011 года. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ с изменениями, связанными с системой стандартизации. Внедрение в практику перечня Национальных стандартов и Сводов правил, применение которых обеспечивает его выполнение. Требования к выдаче свидетельств о допуске на виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, в т.ч. изменения с 1 июля 2010 года (Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 48). Руководящие документы Ростехнадзора и др.

Глава 2. Анализ современных проблем организации и функционирования строительного комплекса в РФ в целом и Омской области в частности

2.1 Основные проблемы строительного комплекса РФ

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия и возможности развития регионов и страны в целом. В последние годы объемы капитальных вложений во многих субъектах федерации стремительно растут, однако, несмотря на это налоговая отдача от их строительных комплексов падает, причем также стремительно. Причина такого положения — неподконтрольное местным властям и общественности устремление генподрядных организаций «из центра» в регионы вслед за инвестициями, чаще всего числе государственными. Приход таких генподрядчиков в регионы тормозит, а после и полностью консервирует развитие местных предприятий строительного комплекса. Для того, чтобы оставаться на плаву местным строителям, зачастую, приходится идти на субподрядные условия пришлых компаний-победителей, которые в свою очередь редко предлагают больше 40-50% реальной цены. Полученной суммы зачастую едва хватает, чтобы наполнить фонд оплаты труда и погасить некоторые производственные затраты — о внушительных прибылях местные строители давно забыли, в отличие от организаций «из центра», чьи аппетиты растут год от года.

Федеральной региональной политики в этой сфере пока нет, как почему-то нет и ее инициации и обсуждения на уровне уже саморегулируемого профессионального сообщества.

При этом очевидно: каждый инвестор, приходящий в регион, обязан понимать свою социальную ответственность за стабильность и устойчивость региональных социальных процессов. Он обязан максимально использовать возможности регионального строительного комплекса на первых ролях, и организовывать свою работу так, что бы территория инвестирования получила максимальное количество налогов и платежей. Только в этом случае все возможные налоги от строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов будут поступать в местные бюджеты. И только при выполнении этих условий возможно развитие и модернизация саморегулируемого строительного комплекса регионов, а также осознанная и планируемая подготовка квалифицированных специалистов и рабочих, что является обязательным условием обеспечения качества и безопасности объектов капитального строительства. Это же и является одной из целей саморегулирования в строительстве.

Так же немаловажными проблемами строительного комплекса в регионах являются:

отсутствие генеральных планов развития территорий, отвечающих требованиям времени;

отсутствие инженерно подготовленных территорий для массового строительства;

высокая себестоимость строительства (складское строительство дороже в 1,5 раза, чем во Франции, и в 2,5 раза, чем в США. Производительность труда в строительстве в 6 раз ниже, чем в Соединенных Штатах);

— промышленность стройматериалов не учитывает прогнозы развития и запросы строительного производства.

2.2 Анализ состояния проблем и функционирования строительного комплекса Омской области

2.2.1 История создания строительного комплекса Омской области

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее — Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в следующих сферах:

) строительство, производство строительных материалов;

) архитектура и градостроительная деятельность;

) жилищно-коммунальный комплекс;

) распределение газа и осуществление газификации.

Министерство образовано 23 января 2004 года указом Губернатора Омской области №16 путем слияния Главного управления жилищно-коммунального комплекса Омской области, Главного управления архитектуры, градостроительства и строительного комплекса Омской области (в ред. Указа Губернатора Омской области от 01.03.2004 N43).

Правовую основу деятельности Министерства составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, федеральное и областное законодательство, включая настоящее Положение.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Министерство издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и областным законодательством.

Сокращенное наименование Министерства: Минстрой Омской области.

Место нахождения Министерства: 644043, город Омск, ул. П. Некрасова, 6.

Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Министерству может предоставляться имущество на правах аренды, безвозмездного пользования, иных правах в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Задачи Министерства:

) осуществление на территории Омской области совместно с органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями деятельности, направленной на повышение качества проектирования и строительства, обеспечение надлежащего качества архитектурных и градостроительных решений на территории Омской области, соответствия их установленным нормам, стандартам, правилам и обеспечение на этой основе прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности;

)участие в обеспечении субъектами строительной деятельности соответствия возводимых зданий и иных сооружений, производимых строительных материалов, конструкций и деталей нормативно-технической и проектной документации;

)проведение государственной политики Омской области в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального комплекса, газификации, энергетики (далее — сфера деятельности Министерства);

)осуществление контроля за соблюдением федерального и областного законодательства в сфере деятельности Министерства в пределах своей компетенции;

)контроль за деятельностью государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства;

)создание условий для привлечения инвестиций в архитектуру и градостроительство, жилищно-коммунальный комплекс, промышленность строительных материалов, газификацию и энергетику Омской области;

)разработка и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Омской области и частей территории Омской области;

)проведение государственной жилищной политики на территории Омской области, участие в пределах своей компетенции в проведении государственной политики Омской области по формированию рынка продукции, работ и услуг в сфере деятельности Министерства;

)проведение государственной политики, направленной на развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории Омской области, обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов инженерной инфраструктуры в целях создания благоприятных условий для их эффективного развития, а также повышения качества жизни населения;

)разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению сохранности и развития сети дорог общего пользования Омской области.

Министерство осуществляет следующие функции общего значения:

) осуществляет в соответствии с законодательством взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, организациями жилищно-коммунального комплекса, профессиональными союзами архитекторов, работников строительства, жилищно-коммунального комплекса по вопросам реализации на территории Омской области государственной политики в сфере деятельности Министерства;

) в пределах компетенции подготавливает в установленном порядке документацию по участию Омской области в федеральных целевых программах;

) участвует в реализации федеральных целевых программ и целевых программ Омской области в пределах своей компетенции;

) обеспечивает реализацию Адресной инвестиционной программы Омской области в рамках компетенции;

) участвует в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством;

) участвует в организации и проведении выставок, ярмарок, конкурсов, смотров-конкурсов, совещаний, семинаров, конференций, а также иных мероприятий по вопросам, входящим в сферу деятельности Министерства;

) выступает государственным заказчиком и размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Омской области в сфере деятельности Министерства в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

) обеспечивает представление в Министерство финансов Омской области в соответствии с утвержденными перечнем и формами платежных и иных документов, необходимых для расходования средств областного бюджета;

) разрабатывает проекты правовых актов Омской области в сфере деятельности Министерства;

) участвует в разработке договоров и соглашений Омской области в сфере деятельности Министерства;

) вносит в Правительство Омской области представления о создании

государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области, а также предложения о реорганизации и ликвидации соответствующих предприятий и учреждений;

) в установленных законодательством случаях и порядке осуществляет от имени Омской области функции учредителя государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области;

) осуществляет контроль выполнения плановых значений показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий в пределах своей компетенции;

) разрабатывает предложения о мерах по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также по финансовому оздоровлению государственных унитарных предприятий, участвует в их реализации в пределах своей компетенции;

) осуществляет разработку, аналитическое и организационное обеспечение реализации мероприятий, направленных на подготовку кадров в сфере деятельности Министерства;

) в рамках компетенции способствует формированию единого методического подхода к ценообразованию в сфере строительства и в жилищно-коммунальном комплексе;

) рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в соответствии с законодательством;

) принимает меры, направленные на увеличение доходов областного бюджета в сфере деятельности Министерства;

) учреждает награды Министерства, определяет виды поощрения Министерства, утверждает положения о них;

) осуществляет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Организация деятельности Министерства:

Министерство возглавляет Министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее — Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Омской области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

В Министерстве предусматриваются должности первого заместителя Министра и заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Омской области по представлению Министра.

В Министерстве в целях рассмотрения наиболее важных вопросов его деятельности образуется коллегия, являющаяся совещательным органом. В состав коллегии входят Министр, первый заместитель Министра и заместители Министра, руководители департаментов Министерства, а также могут включаться иные лица. Состав коллегии утверждается Министром.

С целью разработки и реализации государственной политики Омской области в сфере дорожного хозяйства в Минстрое организовано структурное подразделение «Отдел дорожного хозяйства», которое руководствуется Конституцией РФ, Уставом(Основным законом)Омской области, федеральным и областным законодательством, Положением о Министерстве строительства и ЖКК Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области. Отдел подчинен и подотчетен руководителю управления.

Задачами отдела являются:

1)реализация государственной политики Омской области в сфере дорожного хозяйства (далее — подведомственная отрасль);

2)разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Омской области в сфере дорожного хозяйства;

3)разработка и реализация мер, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

4)оказание организационно-методического содействия организациям подведомственных отраслей в реализации государственной политики Омской области;

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1)выдает разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов дорожного хозяйства, финансирование которых осуществлялось за счет средств областного бюджета;

2)организует и проводит мероприятия по выявлению объектов незавершенного строительства, финансирование которых производилось за счет средств областного бюджета, относящихся к сфере дорожного хозяйства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, обеспечивает выполнение работ по консервации, ликвидации таких объектов;

3)направляет в Министерство имущественных отношений Омской области документы, необходимые для проведения технической инвентаризации и государственной регистрации права собственности Омской области на объекты незавершенного строительства, финансирование которых производилось за счет средств областного бюджета, относящиеся к сфере дорожного хозяйства;

4)разрабатывает и направляет в Министерство экономики Омской области предложения по завершению строительства и включению объектов незавершенного строительства, финансирование которых производилось за счет средств областного бюджета, относящихся к сфере дорожного хозяйства, в Адресную инвестиционную программу Омской области;

5)оказывает содействие в обеспечении устойчивого развития подведомственных отраслей в соответствии с законодательством, организует осуществление мер государственной поддержки их развития;

6)разрабатывает проекты областных законов, правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, проекты

договоров (соглашений) Омской области по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

7)проводит анализ производственно-технического потенциала подведомственных отраслей и разрабатывает соответствующие материалы для подготовки комплексного прогноза и плана социально-экономического развития Омской области на соответствующий период;

8)участвует в разработке и реализации ведомственных и целевых программ Омской области, принимает участие в реализации на территории Омской области федеральных целевых программ в сфере подведомственных отраслей и др.

Глава 3. Основные направления совершенствования строительным комплексом России

Строительный комплекс России в настоящее время объединяет более 112 тысяч подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, предприятий механизации и транспорта, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту зданий, сооружений и предприятий во всех отраслях экономики. В строительном комплексе занято около 4 млн. человек.

За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования.

Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается, прежде всего, в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административном управлении организациями и предприятиями.

Быстрыми темпами происходило формирование организаций и предприятий малого бизнеса. Их число в настоящее время составляет около 90 % от общего количества строительных организаций и предприятий.

Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжаются процессы интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и ассоциации. Зарегистрированы и действуют: межрегиональная финансово-промышленная группа «Жилище» (г. Москва), ФПГ «Объединенная промышленно-строительная кампания» (г. Рязань), ФПГ «Приморье. Сибирская ассоциация строителей» (г. Новосибирск), АО «Стекло России», АО «Санта-Холдинг», АО «Кровля и Полимеры», АО «Керамика» и другие. Деятельность финансово-промышленных объединений в основном способствует повышению инвестиционной и деловой активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности строительных организаций, снижению влияния хронических неплатежей заказчиков за выполненные подрядные работы, развитию рынка подрядных работ.

Образован ряд лизинговых и холдинговых компаний. Сформированы с учетом требований рыночных отношений в центре и на местах органы сертификации, ценообразования, маркетинговые и инжиниринговые службы.

Изменение системы экономических отношений между участниками инвестиционно-строительного процесса обусловило необходимость проведения планомерной работы по совершенствованию договорных отношений и развитию подрядных торгов в строительстве, создало экономические предпосылки для повышения эффективности деятельности организаций строительного комплекса.

Практически во всех регионах Российской Федерации образованы региональные тендерные комиссии. В результате проводимой работы по развитию подрядных торгов в инвестиционной сфере на основе отечественного и зарубежного опыта создана соответствующая нормативно-правовая база, которая практически полностью обеспечивает необходимое качество подготовки и проведения конкурсного размещения заказов для всех инвесторов независимо от форм собственности. Можно сделать вывод о том, что созданная в процессе реформирования экономики рыночная инфраструктура строительного комплекса России учитывает мировой опыт и в основном соответствует структуре строительных отраслей стран со сложившейся рыночной экономикой. Положительные тенденции развития экономики России за последние годы предопределили значительные сдвиги в инвестиционно-строительной сфере. Среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ, начиная с 2000 года, составляет 12,5%. Удельный вес добавленной стоимости отрасли «строительство» в общем объеме валовой внутренней продукции России составляет более 7%. Прирост ввода в эксплуатацию жилых домов за последние годы составляет не ниже 6% в год.

Поставленные сложные стратегические задачи по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России» требуют незамедлительного принятия кардинальных мер по разработке основных направлений развития строительной отрасли, в том числе промышленности строительных материалов.

В прогнозируемом периоде должны произойти также качественные изменения строящегося и реконструируемого жилья. Прежде всего будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Расширится до 50 и более процентов объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах, в основном, будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного жилья, будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией — повышением уровня комфортности квартир, энергоэффективности жилых домов, экологической безопасности жилой застройки и развитием в ней сети объектов социальной сферы услуг.

Исходя из поставленных задач, основные направления развития строительного комплекса, как части российской экономики, должны формулироваться на двух уровнях: общенациональном и отраслевом.

На уровне национальной экономики:

в социальной сфере — реализация социальных программ в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест; удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального и бытового хозяйства, в т.ч. автономными (водопровод, теплоснабжение, канализация); а также осуществление мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;

в экономической сфере — завершение налоговой реформы, разработка механизма изъятия природной ренты, снижение таможенных пошлин на продукцию высокотехнологичных производств, выравнивание условий хозяйственной деятельности по территории страны с учетом уровня развития, природно-климатических и географических условий отдельных регионов;

в сфере технической политики — совершенствование нормативно-технической базы в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Главные цели стратегии строительного комплекса России на отраслевом уровне: преобразование комплекса в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную сферу, способную интегрироваться в мировой рынок строительной продукции и продукции промышленности строительных материалов; формирование экономики стройкомплекса, обладающего динамичным потенциалом, способным обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и стандартов проживания; эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата на уровне отрасли; конкурентоспособность и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик строительного комплекса.

Для достижения целей необходимо завершение институциональных и инфраструктурных преобразований в комплексе и его составляющих.

Основными факторами, определяющими стратегию на перспективу в инвестиционно-строительной сфере, являются: улучшение финансового состояния предприятий; активизация использования кредитных ресурсов в сочетании со снижением стоимости банковских кредитов; расширение системы ипотечного кредитования; увеличение доли бюджетных ресурсов в инвестициях; уменьшение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики; снижение уровня инвестиционных рисков. Разрабатываются механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции, реализуются меры по правовой защиты инвесторов.

На темпы и масштабы развития строительного комплекса оказывают влияние: объемы инвестиций в основной капитал во всех отраслях и сферах деятельности экономики, в том числе объемы инвестиций в жилищное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ЖКХ; уровень развития банковской и кредитной системы, широкое развитие системы ипотечного кредитования; высокая степень износа основных производственных фондов во всех отраслях национальной экономики, в том числе в строительстве и промышленности строительных материалов; расширение емкости внутреннего строительного рынка.

Кроме финансового, для строительства необходимо и материальное обеспечение, а оно непосредственно связано с производством строительных материалов. Уровень и эффективность строительства также зависит от качества строительных материалов.

В состав промышленности строительных материалов входит 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющих около 9,5 тыс. предприятий с общей численностью работающих свыше 680 тыс. человек.

В последние годы ежегодный рост производства основных видов строительных материалов в натуральном выражении составляет от 7 до 30 процентов. Больше стало производиться отечественной продукции, соответствующей современным требованиям.

Объем товарной продукции промышленности строительных материалов в 2012 году составил около 3 % от общего объема промышленной продукции России. Стоимость ее основных фондов составляет 2,8% стоимости основных производственных фондов страны.

Проведенные за последние годы меры по переоснащению производственной базы ряда предприятий промышленности строительных материалов привели к тому, что потенциал отрасли по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции возрос, что способствует стабилизации работы предприятий и росту объемов промышленной продукции.

Объем экспорта отечественных материалов составляет всего 4-6% от общего объема отечественного производства.

Следует признать, что значительная часть отечественных строительных материалов уступает по качеству лучшим зарубежным образцам.

Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, а технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований.

Это вызвано недостатком собственных средств у предприятий отрасли, высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью производства.

Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь, в естественных монополиях, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных материалов.

Перед отраслью стоит серьезная задача по укреплению своих позиций на отечественном рынке и выходу на внешние рынки. Особую остроту эти вопросы приняли в свете недавнего вступления России в ВТО.

В этой связи в сфере производства строительных материалов, конструкций и изделий стоит задача обеспечения отечественного строительного рынка в необходимых объемах высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.

Эта задача базируется на требованиях строительного комплекса к промышленности строительных материалов, основанных на необходимости: увеличения объемов жилищного строительства и изменения его структуры с переходом на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения; снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращения продолжительности инвестиционного цикла; обеспечения потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.

Для достижения указанных целей в сфере промышленности строительных материалов до 2010 года предполагается решить следующие основные задачи: провести обновление не менее 15% основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения; привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации; обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий; добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции; повысить производительность труда на 18% за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов; обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности; организовать подготовку отраслевых специалистов всех уровней.

При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка.

В субъектах Российской Федерации развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности.

Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *